«Женщина-координатор» — нерегулируемое пространство для эксплуатации [Интервью]

https://ru.netgazeti.ge/27259/

В Грузии уже много лет существует институт координаторов выборов. Координаторы в основном женщины. Их труд не регулируется, у них часто нет контрактов, а это означает, что работник, нанятый таким образом, особенно уязвим.

В отсутствие договоров и правил координаторы часто участвуют в незаконной деятельности от имени сторон. Например, они собирают личную информацию, ограничивают волю избирателя и так далее.

«Движение женщин Грузии» намерено занятся вопросами трудовых прав женщин-координаторов. На пресс-конференции прошедшей 4 ноября, членские организации движения объяснили, что участие женщин-координаторов, в некоторых случаях в незаконной деятельности, может быть специфической работой по гендерной эксплуатации.

В интервью Netgazeti Нино Долидзе, глава одной из организаций участниц женского движения — ISFED, рассказаза о системных недостатках в институте координаторов и о том, что необходимо сделать для исправления ситуации.

Netgazeti: Кто такие координаторы и чем они занимаются?

Нино Долидзе: В классическом понимании координатор — это человек, который работает с политической партией в предвыборный период и в день выборов. Ведет агитацию в предвыборный период, а в день выборов — мобилизует избирателей прийти на избирательные участки.

В нашей стране такого человека называют координатором, иначе в некоторых местах его называют активистом или волонтером, и это считается распространенной и приемлемой формой [труда].

Просто в Грузии это приобрело порочную практику, и мы говорим о том, что помимо обычного, классического партийного координатора или активиста этим людям приходится выполнять дополнительную работу, что часто подразумевает нарушение закона. А также вовлечение этих людей в действия, содержащие признаки преступления.

Мы имеем в виду сбор информации, которая не является общедоступной и представляет собой личную информацию, как в предвыборный период, так и в день выборов. Также в день выборов контролируется волеизъявление избирателей со стороны координаторов, что отражается в том, что мы очень часто видим. Это мобилизация координаторов в непосредственной близости от избирательного участка, в том числе в радиусе 100 метров и регистрация избирателей. После их мобилизации, в том числе с помощью механизмов принуждения, а в некоторых случаях даже был выявлен предположительный факт взяточничества.

Netgazeti: Почему трудовые права координаторов — это гендерный вопрос?

Мужчины-координаторы встречаются очень редко. Может, бывают мужчины [мобилизованные возле участка] в т.н. уличные парни, но они не координаторы. Мы видим гендерный знак именно потому, что это в основном женщины, и именно женщины привлекаются для действий, которые могут содержать нарушения закона и признаки возможного преступления. Это другой, новый тип давления по признаку пола. Раньше мы мало говорили об этом.

Очевидно, что некоторые из вовлекаются исходя из своих интересов, потому что они связаны с партией и / или являются сторонниками партии. Однако некоторые из них находятся в уязвимом экономическом положении и нуждаются в той скудной выплате, а некоторые по причине того, что они работают на государственной службе и вынуждены это делать, чтобы не потерять работу в государственном секторе.

Часто они сами не знают и не осознают, что они совершают преступление или незаконное действие. Мы подняли этот вопрос, потому что женщины сами должны начать говорить об этом, понимать, в чем они участвуют, а прекратить свое незаконное соучастие.

С одной стороны, мы призываем стороны не принуждать женщин к такой деятельности, а с другой стороны, хотим что бы женщины сами увидели, в чем они участвуют, и возвысить свой голос. Мы должны с чего-то начать и начать сегодня.

Netgazeti: Каким может быть решение этой проблемы?

Прежде всего наличие этой проблемы должно быть признано всеми. Помимо НПО и активистов, эту проблему должны признать политические партии, а также парламент, Парламентский совет по гендерным вопросам и различные ведомства, которые занимаются защитой прав женщин. Я думаю, нам стоит пойти по этому пути. Сначала подойти к этому как к  проблеме, исследовать, а затем начать работать по нескольким направлениям.

Ведомства должны изучить, имело ли место какое-либо давление, запугивание или угрозы в отношении этих женщин. В контексте гендера очень важно, чтобы гендерно-ориентированные учреждения занимались этим.

В то же время, разумеется, политические партии должны взять на себя обязательство не заниматься такой формой деятельности.

Они должны подписать очень четкие и недвусмысленные трудовые контракты с людьми, которым они платят зарплату, за агитацию. В контракте должны быть указаны все действия, которые они будут выполнять, а также и то, что они не будут, выполнять никаких других дополнительных действий. В то же время мы должны работать над повышением осведомленности самих женщин.

Netgazeti: Мы часто видим на выборах координаторов от правящей партии. Думаете, правительство захочет внедрять такие изменения?

Когда мы говорим о координаторах, мы больше имеем в виду правящую партию, потому что у них больше координаторов. Однако Институт координации не нов и существует уже довольно давно. Просто он постепенно расширяется, добавляются новые элементы и так далее. Поэтому я думаю, что это касается всех партий, но у правящей партии это более масштабно, потому что у них есть возможность использовать административный ресурс и привлекать, скажем, сотрудников детских садов или школ в качестве координаторов.

Но именно поэтому мы хотим урегулировать эту сферу. Что бы не было эксплуатации этих людей. Помимо гендерной принадлежности, важно знать, что такое институт координаторов, и уяснить их трудовые права.

Мы не против того, чтобы у партий были активисты, представители, которые будут вести агитацию. Просто важно, чтобы эта агитация была в рамках закона, а не для сбора личной информации людей, контроля их воли и так далее.

Netgazeti: Ожидаете ли вы от госорганов сотрудничества с вами?

Я действительно не ожидаю этого сегодня, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, думаем, что уделим этому вопросу серьезное внимание.

Сегодня была первая пресс-конференция, на которой мы подняли эту тему как проблемную, а теперь будем над этим работать и использовать разные механизмы.

Во-первых, как я уже сказал, мы обязательно рассмотрим подробную статистику и точные данные. Мы также постараемся установить контакт с женщинами-членами политических партий, в том числе. Если эти люди [координаторы] захотят поделиться информацией, после этого, когда у нас будет точный список проблем, мы обязательно начнем работать с соответствующими ведомствами.