Сохранение безвизового режима или ограничение свободы передвижения?

https://ru.netgazeti.ge/2832/

«Каждый, кто законно находится в Грузии, имеет право свободно покинуть Грузию», — Конституция Грузии, глава II. Основные права человека; Статья 14.

Законодательные изменения, одобренные Парламентом Грузии, дают грузинским пограничникам право не пропускать человека в ЕС или Шенгенскую зону, если он / она не соответствует определенным критериям.

Целью законодательных изменений является предотвращение возможной приостановки безвизового режима с ЕС.

Вопрос заключается в том, является ли конституционными и равновесными, изменения принятые для достижения данной цели, не нарушаются ли фундаментальные права человека, когда расширяется список ограничительных мер?

Граждане Грузии, имеющие биометрический паспорт, получили возможность пользоваться безвизовым режимом в 30 странах ЕС и Шенгенской зоне, 28 марта 2017 года.

Они могут совершать лишь краткосрочные визиты, так как находиться без визы, в 30 странах Европы можно в течение 90 дней в 180-дневный период.

В случае резкого увеличения миграции или и рост рисков, связанных с внутренней безопасностью в ЕС, законодательством Евросоюза предусмотрен механизм приостановки безвизового режима.

Статистика показывает, что после введения безвизового режима количество граждан Грузии, ищущих убежища в европейских странах, значительно увеличилось. Этот факт был отмечен и в последнем, третьем отчете Европейской комиссии.

Ранее в Грузии был принят ряд нормативных актов, направленных на сокращение количества случаев злоупотребления безвизовым режимом, в том числе ужесточение процедуры смены фамилии и другие, поправки вошли Уголовный кодекс Грузии.

Новые регуляции

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что количество соискателей убежища из Грузии и количество преступлений, совершенных гражданами Грузии возросло, что вызвало критику со стороны отдельных стран членов ЕС — Германия и Швеция, проконсультировавшись с правительственными органами Грузии, открыто заявили, что правительству Грузии следует принять определенные меры.

Авторы законопроекта (бывшие члены партии «Грузинская мечта») отмечают, что с аналогичной проблемой, столкнулись Сербия и Албания, но им удалось своевременно ужесточить выездной контроль. По их мнению, Грузия «должна использовать все доступные средства для минимизации риска приостановки безвизового режима».

Согласно новым правилам, гражданина Грузии могут не выпустить из страны, если у него нет биометрического паспорта, выданного в течение 10 лет и срок действия которого не менее трех месяцев к моменту возвращения гражданина Грузии на родину.

В связи с тем, что любой гражданин, въезжающий в ЕС/Шенгенскую зону, проходит пограничный контроль, гражданам Грузии было рекомендовано иметь при себе все необходимые документы, подтверждающие цель поездки. Для подтверждения цели поездки представитель Пограничной службы вправе запросить:

По словам менеджера программы европейской интеграции Фонда «Открытое общество — Грузия», от ЕС поступили рекомендации и просьбы отреагировать на участившиеся случаи злоупотребления безвизовым режимом, однако то в какой форме будет решаться эта проблема, зависело только от грузинской стороны.

Давид Сонгхулашвили, председатель парламентского комитета евроинтеграции Грузии, не разделяет мнения о том, что законодательные изменения, принятые парламентом, являются неконституционными или дискриминационными в отношении граждан Грузии, путешествующих из Грузии в ЕС/Шенгенскую зону, а не из третьей страны.

Сонгхулашвили говорит, что конституционность законопроекта изучалась миссией Евросоюза и вопросов по этому поводу нет. В то же время, говорит Сонгхулашвили, законодательные изменения не являются односторонней инициативой — Грузии или Евросоюза, а отражают совместную позицию.

По его словам, правительство Грузии не устанавливало каких либо «особых новых условий», просто на границе Грузии, будет задействован уже существующий порядок пересечения границ с ЕС.

Из-за ограничений, введенных на фоне пандемии коронавируса, с марта этого года количество граждан перемещающихся между странами резко сократилось. В конце июня ЕС принял рекомендацию о поэтапной отмене ограничений на поездки для первых 15 стран, при этом Грузия вошла в этот короткий список.

На этом фоне возникает вопрос, когда даже во время пандемии, ЕС не ограничивает въезд из Грузии, когда в течении последнего времени, не прозвучало ни одного заявления о возможном запуске механизма по приостановке безвизового режима, что могло стать толчком к принятию этого законопроекта, инициированного парламентом почти два года назад [в апреле 2018 года]?


Это сокращенная версия статьи с сайта Netgazeti.ge