Новости

Две лжи о «российском законе» | Иракли Мелашвили

9 апреля, 2024 • 10180
Две лжи о «российском законе» | Иракли Мелашвили

Автор эксперт по вопросам самоуправления Иракли Мелашвили


Когда власти Грузии впервые попытались принять закон о «прозрачности иностранного влияния», называя его аналогом американского, то эта ложь была настолько очевидна, что, несмотря на явную нахрапистость формальных и истинных инициаторов закона, им всё же пришлось его отозвать и признать ошибку.

Теперь они сменили посыл, и выдвинули очередной ложный аргумент, якобы принятие этого закона необходимо для повышения прозрачности и подотчетности неправительственного и медиа-сектора.

Даже этот единственный, казалось бы, более-менее релевантный аргумент властей, и «их карманных экспертов и журналистов», является полной ложью, что подтверждается простым анализом действующего грузинского законодательства:

Первая ложь – принятие закона поможет повысить прозрачность деятельности НПО:

Любая организация или физическое лицо, получившее грант, согласно Налоговому кодексу Грузии, предоставляет Министерству финансов полную информацию о цели гранта, сумме полученных средств, расходах, понесенных в рамках гранта, и полученных доходах. (если последний существует). Среди них есть информация о том, на что тратятся полученные от гранта средства (встречи, конференции, транспорт и поездки в регионы, реклама, публикации, лица, постоянно или временно занятые в проекте и т.д.)

Помимо «Налогового кодекса» существует приказ руководителя Службы бухгалтерского учета, отчетности и аудиторского надзора «Об утверждении стандарта финансовой отчетности непредпринимательских (некоммерческих) юридических лиц».

В пяти больших таблицах этого документа записано несколько десятков финансовых или содержательных данных (в том числе подробно назначение каждой траты, какое мероприятие или деятельность финансировалось, с соответствующей документацией), относительно которых грантополучатель представляет информацию в налоговую.

Эта информация гораздо более подробная, чем та которую требует законопроект, подготовленный «Мечтой». Для тех «гениев», которые действительно верят, что правительство не контролирует деятельность НПО, вот ссылка на этот документ: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/4234420?publication=0

Зайдите и сравните текущие требования с новым законопроектом об НПО. Сравните и сами увидите, кто врёт, правительство, которое говорит вам, что этим законом оно собирается ввести новый стандарт финансовой прозрачности, или те, кто говорит, что никакого нового стандарта не вводится и на самом деле цель принятия закона вообще не является прозрачностью деятельности НПО.

Вторая ложь – финансирование СМИ станет более прозрачной!

В статье 70 Закона Грузии «О вещании» читаем:

«4. Уполномоченное лицо/владелец лицензии обязано до 1 мая каждого года представлять Комиссии и публиковать на ее официальном сайте отчет за прошлый год о выполнении требований законодательства Грузии, условий авторизации/лицензии, а также кодекса поведения и источников финансирование. Вещательная компания должна приложить к отчету аудиторский отчет.

Национальный вещатель обязан предоставлять Комиссии информацию о своих прошлогодних активах и обязательствах, а также прошлогодних инвестициях (с их суммой и инвесторами) до 1 мая каждого года.

То есть государство, в частности Национальная комиссия по коммуникациям Грузии, любые средства массовой информации и сегодня требуют предоставить гораздо более подробную информацию об источниках своего финансирования и именах финансистов, чем это предусматривает инициированный законопроект. Для тех, кто действительно заинтересован в том, что бы узнать правду, вот ссылка на этот закон и сами сравните, насколько высок нынешний стандарт освещения в СМИ с требованиями, которые новый законопроект предъявляет к средствам массовой информации. https://matsne.gov.ge/ka/document/view/32866?publication=73

Таким образом, было бы ложью утверждать, что законопроект «О прозрачности иностранного влияния» устанавливает какой-либо новый стандарт финансовой прозрачности для СМИ!

Теперь к внешнеполитической составляющей этого закона.

Надо быть абсолютным идиотом, чтобы не понимать, что когда вы официально, на уровне закона, рассматриваете гранты, предоставляемые правительствами стратегических партнеров или их организациями в Грузии, как финансирование подрывной деятельности для страны, это означает, что вы не считают эти государства не только стратегическими партнерами, но и фактически врагами этой страны.

Да, этим законом «Грузинская мечта» фактически объявляет США и Евросоюз потенциальными враждебными государствами Грузии, поскольку закон устанавливает, что гранты, предоставленные Грузии правительствами и/или организациями этих стран, могут быть использованы для подрывной деятельности против нашей страны, и в связи с этим гранты, получаемые фондами этих стран, должны подвергаться особым мерам контроля.

Да, согласно этому закону, правительство Грузии намерено защищать суверенитет нашей страны не от русских, оккупировавшей территории этой страны, а от США и ЕС!

Тогда, если правительство не устанавливает никаких новых стандартов прозрачности, почему оно принимает этот закон? Остаётся единственный логичный вывод: в стране растёт коррупция (не я один это говорю, это заявил Бидзина Иванишвили, безоговорочный лидер правящей партии, как они его называют).

Правящую партию не волнует рост коррупции в ее рядах, задача ее лидеров — каким-то образом вмешаться в деятельность тех общественных организаций, которые расследуют факты коррупции членов правительства, министров, депутатов и судей.

Неправительственный сектор пока запретить невозможно. Этот закон нужен для того, чтобы любой исследователь или гражданский активист, не согласный с «Грузинской мечтой», предстал в глазах народа носителями внешнеполитических интересов, которые служат не интересам Грузии, а борются за патриотизм и суверенитет страны по указанию спонсирующих грантодающих организаций и их правительств.

Единственная цель этого закона — доказать народу, что все те, кому не нравится эта власть, — все иностранные агенты, купленные на их деньги и служащие интересам иностранцев, а не Грузии.

На самом деле, если бы «Грузинская мечта» действительно хотела повысить прозрачность НПО и СМИ, этот вопрос был бы решен легко, они внесли бы изменения в Налоговый кодекс, правила отчетности о прибылях и закон о вещании, где они бы указали новые обязательства по прозрачной деятельности этих организаций, и никому не о чем было бы спорить.


Об авторе: Иракли Мелашвили подписант Акта о восстановлении государственной независимости Грузии (9 апреля 1991 г.); был членом Государственного совета Республики Грузия (1992 г.); 1992-1995 гг. был депутатом парламента Грузии, заведующим Отделом по связям с регионами и органами местного самоуправления Канцелярии правительства.

Примечание редактора: Опубликованные в комментариях мнения различных авторов могут не отражать позицию Netgazeti.

Правила перепечатки


Также: