Мнение

Нет плохих детей, есть дети испытывающие стресс: интервью с нейропсихологом

2 февраля, 2021 • 753
Нет плохих детей, есть дети испытывающие стресс: интервью с нейропсихологом

Не бывает плохих детей, есть дети, которые находятся под воздействием сильного стресса, — это основная линия теории под названием «Селф-рег» иначе, теория саморегуляции (англ. Self-Reg).

В 2016 году, доктор Стюарт Шенкер (Stuart Shanker) опубликовал книгу для родителей и учителей, согласно которой, даже у самого трудного и раздражающего поведения ребенка есть объяснение — и это, как правило, повышенный стресс.

Следовательно «плохих», «ленивых» и «глупых» детей не бывает, а есть дети, которым не достает соответствующего ресурса.
На грузинский язык эту книгу перевела клинический нейропсихолог Нино Маргвелашвили. В интервью с нами она рассказывает о том, почему пагубно делить детей на «плохих» и «хороших», и как должен поступить родитель, чтобы уменьшить повышенный стресс у ребенка.

Деление детей на «плохих» и «хороших» не ново, оно встречается часто и в популярной культуре. Откуда берет начало такой подход?

На протяжении многих веков существовало мнение, дуалистический взгляд, что человек или хороший, или плохой. Эта «хорошесть» была связана с его характером и моральной устойчивостью настолько-насколько человек, был ли это ребенок, или взрослый, мог сдерживать в своем организме проявляющиеся импульсы, чувства, эмоции.

Чем меньше мог он себя сдерживать, тем слабее воспринимался этот человек, считалось, что такого человека надо тренировать, воспитывать, обучать. Если не выйдет — наказать, еще раз попробовать, или изгнать и т.д.

Этот взгляд присутствует и сегодня и наносит большой вред каждому человеку. С тех пор как началось более глубокое изучение головного мозга, связанного с технологическим развитием, выяснилось, что когда человек находится под воздействием эмоционального, психологического или физического стресса, чем больше стрессовая нагрузка — тем труднее этому человеку сдерживать себя.

Те отделы головного мозга, которые отвечают за мышление, отсрочку удовольствия, долгосрочные цели и т.д., «отключаются» и ведущими становятся подкорковые структуры, по-другому называемые «лимбическим мозгом», в которым и «живут» эти сильные эмоции.

Исследования показывают, что если человеку трудно сдерживаться, он не встает с постели, погружен в телефон или гаджеты — это сигнал для членов его семьи о том, что данный человек находится под воздействием сильного стресса. Таким образом, его организм предупреждает, о том, что у него не хватает достаточной энергии и глюкозы для того, чтобы заново активизировать лобную долю головного мозга.

У него нет того ресурса и поддержки, которая может быть у другого человека и, следовательно, для него более сложно делать то, что принято в обществе, или он сам хочет сделать, но в этот момент сделать не может.

Мнение, что люди делятся на хороших и плохих или же такими рождаются, вытекает из еще одного подхода, называющегося генетический детерминизм. Раньше считалось, что генетика полностью определяет жизнь человека. Нельзя поменять генетическую данность, то что переходит человеку по наследству. Этим полностью определяется вся его жизнь.

Нейронаука и тут нам указывает на то, что это неправильный подход и даже несправедливый. Новые исследования, которыми занимается эпигенетика, говорят о том, что тот опыт, который человек получает в течении жизни, способен включить или выключить генетические «варианты».

Возможно у меня генетическая предрасположенность к некоторым психическим отклонениям, например к Альцгеймеру, но то, какой будет окружающая меня обстановка, какая будет у меня поддержка, какой опыт, что повлияет на включение или отключение этого гена.

Также выяснилось, что головной мозг нейропластичен, его архитектура постоянно меняется в соответствии с нашим опытом.

Что это значит в случае если речь идет о ребенке?

Как уже отмечалось, в действительности оказалось, что те, кто не может сдерживаться в каких-либо ситуациях, как правило, подвергаются излишнему стрессу. Следовательно, им нужны люди, которые первыми поймут, что они (дети) находятся в стрессовой ситуации и создадут безопасную обстановку. Дадут возможность постепенно снизить стресс и уже после этого можно говорить о всех тех ценностях, которые мы хотим привить детям, будь то способность к сочувствию, доброте и т.д.

Каждый ребенок находится в ожидании эмпатии, сочувствия. Мозг ребенка жаждет почувствовать, что кто-то его понимает, что его не накажут. Что существует какая-то проблема и именно поэтому ребенок чего-то не делает, не может сделать. И только после того, как мозг ребенка почувствует такое отношение, только после этого появляется возможность того, что, в дальнейшем, этот ребенок поможет другому в трудной ситуации, и в той ситуации поставит чужие интересы выше своих.

Как влияет на ребенка когда в семье он слышит, что он «плохой»?

Когда мы называем ребенка плохим, слабым, ленивым или глупым любой такой ярлык — показатель того, что взрослые не понимают какие процессы, происходят в развитии ребенка и в каком состоянии находится их ребенок.
Часто такие слова могут быть произнесены в состоянии аффекта, однако, к сожалению, ребенок верит этим ярлыкам и постепенно начинает оправдывать эти негативные ожидания.

Его мозг становится склонным к негативному восприятию, и ребенок видит все лишь как белое или черное, он не может увидеть ту комплексность, разнообразие цветов, которое характеризует жизнь. Взгляд ребенка ограничивается.

В зрелости мы осознаем, что жизнь более сложная, что люди не делятся на добрых и злых, что люди ведут себя по-разному.
Детям надо разъяснять, что плохое поведение есть результат стресса, усталости, они должны вернуть баланс. А после возвращения баланса на передний план выходит та лобная доля, которая поможет им в сочувствии, размышлениях о будущем, планировании и др.

Несколько дней назад священнослужитель деканоз Тадеоз, во время своей проповеди, сказал, что если ребенок оказался «паразитом», то, возможно, было бы лучше, чтоб он умер. В обществе такие заявления, исходящие от влиятельных людей, могут повлечь проблемы?

Мы, люди, очень подвержены комплексам, и на нас влияет множество компонентов, следовательно, каждое слово так или иначе имеет влияние на человека.

Это зависит от того какая история была у человека, как он живет сейчас или в каком состоянии находится. Поэтому, нужно очень осторожно выбирать каждое слово, ведь мы не знаем, как оно повлияет на человека и какие мысли вызовет.

Люди, имеющие привилегию говорить с людьми, и, пользующиеся их доверием, должны вдвойне постараться быть теплыми, понимать других людей, не осуждать чужие действия. Взрослые, как и дети, должны помнить, что, чтобы ни случилось, — всегда остается возможность выбраться из болота, всегда можно попросить о помощи и вернуться в состояние ощущения радости. Потому то так важна роль этих людей в перенесении фокуса внимания со страха на любовь.

Кроме того, что ребенок «плохой», здесь же было указание на то, что будет лучше, если такой ребенок умрет. Когда ребенок слышит такие слова, как на это правильно отреагировать?

В такое время очень важно вмешательство семьи или окружающих. Если человек, в данном случае ребенок, услышал такие слова, надо посвятить ему время и разъяснить услышанное.

Начать разговор, задать вопрос, как это прозвучало? Что ты почувствовал эмоционально? Говорить не о том, что сделали другие, а начать разговор со своим ребенком, помочь друг другу понять что-то, что внезапно проникло ему в голову — важно, рассмотреть и закончить начавшиеся процессы.

Я и мой ребенок, например, начнем разговор так:

«Как это на тебя подействовало? Как ты думаешь, почему он так сказал?».

Может ребенок воспринял все это совсем по-другому. Именно это должно нас интересовать, это надо выслушивать, не осуждать, несмотря на то что у вас может быть другое мнение или другое восприятие, и только потом поделиться с ребенком — вот, у меня, например, после всего этого возникли такие мысли и чувства.

Мы помогаем ему увидеть разнообразные перспективы. Совместным разбором я обогащаю мир моего ребенка. Все это надо использовать для обучения и не осуждать. Мы должны помочь детям в расширении кругозора.

Существуют дети отличающиеся плохим поведением, причина которого избыточный стресс, согласно теории «Селф-реги». Что должен делать в такой ситуации родитель, как вести себя, чтоб не нанести вред ребенку и подать ему хороший пример?

Очень важно, в первую очередь, чтоб родитель заботился о себе. Необходимо, чтоб родитель осознал и научился по другому оценивать это плохое поведение, что это не плохие поступки, а поступки под влиянием стресса.

Стрессовое поведение означает что ребенок не до конца осознавал то что он делал. Это не был его 100% выбор. Все это было вызвано теми нерегулируемыми системами, которые происходили в его организме под воздействием тех или иных стрессов. Первый шаг — родитель должен увидеть все это, увидеть, что его ребенок, даже если ведет себя плохо, не является плохим человеком, просто ему трудно. Он находится под воздействием стресса и нуждается в помощи.

Второй шаг, это обнаружить те факторы стресса, которые побуждают ребенка так себя вести. Что лишает его энергии вследствие чего он не может спокойно сидеть, или слушать, или заниматься. А, затем, он должен уменьшить воздействие этих стрессов.
Когда ребенок взрывается или у него эмоциональный упадок — что должен делать родитель? — Родитель должен постараться создать ему безопасную обстановку.

Сделать это можно с помощью жестов, движений тела. Наша цель — доставить сигнал в подкорковые структуры, отделы мозга, отвечающие за восприятие эмоций, что рядом с ребенком находится человек, который может успокоить его, сказать, что опасности больше нет, чтоб мозг успокоился. Это может быть, например, поглаживание или выход из комнаты, когда ребенок хочет остаться один. А, затем уже, разговор — что нам не понравилось, что можно поменять и т.д.

Чтобы родитель все это сделал, необходимо ему самому не находиться под воздействием стресса. У родителей, находящихся под воздействием стресса, у самих на первое место выходит злость и эмоции, поэтому очень важно, чтоб родители, взрослые, учителя — заботились о себе. По-доброму смотрели на свои ошибки и падения. Как только с положительной позиции посмотришь на свои ошибки, организм успокаивается, расслабляется, начинается восстановление энергии и, в последствии, появляется возможность лучше задуматься о том, что можно сделать в той или иной ситуации.

Теория «Селф-реги» подразумевает, что не бывает плохих, ленивых или глупых детей. Что это означает на практике? Какие отношения подразумевает между родителем и ребенком?

Как мы должны себя вести, когда нашему ребенку человек, представляющий для него авторитет, будь то учитель или кто другой, говорит что он плохой?

Это очень комплексная тема, и в каждом случае — индивидуальная, естественно. Намного комплекснее. Но, если говорить коротко, когда между родителем и ребенком есть безопасная связь, когда родитель может регулировать ребенка, тогда такие ситуации являются учебными. И стресс, когда в жизнь вмешиваются чужие люди, становится позитивным.

Вместо того чтобы приостановить развитие ребенка, наоборот, становится возможным использовать этот момент, изучить, что из этого мы можем сделать, и какие возможности создать.

Конечно легко сказать: «Ой, если кто-то плохо обращается с моим ребенком, давай я выведу ребенка из этой школы». В это время родитель не до конца осознает какие внутренние процессы происходят с ребенком.

Когда ты смотришь на это применяя теорию «Селф-реги», ты стараешься дойти до причин всего происходящего спрашиваешь себя, что я могу сделать для того, чтобы уменьшить стресс у ребенка. Мы не можем изменить и контролировать других людей, но мы можем изменить свой подход и отношение и, в дальнейшем, создать новые благоприятные для всех возможности.

Правила перепечатки


Также: