Люди

«Советский пациент» или как в Батуми боролись с холерой

2 декабря, 2021 • 2275
«Советский пациент» или как в Батуми боролись с холерой

В июне 1970 года в Батумский медицинский институт на стажировку прибыла группа из 20 студентов. Один из них сильно заболел и был помещен в Республиканскую больницу. Никто не мог выяснить точную причину сильного обезвоживания. Врачи посчитали, что у мальчика дизентерия. Ничего не помогло, и он умер.

Георгий Эбутидзе, один из врачей тогда еще Республиканской больницы, первым заподозрил холеру. Исследование показало, что студент заболел холерой, а это означало возвращение опасной болезни, побежденной полвека назад и тщательно скрываемой советскими властями.

Профессор Рамаз Сурманидзе рассказал «Батумелеби» о борьбе с холерой летом 1970 года. В то время он был главой Департамента здравоохранения Батуми и руководил группой врачей, борющихся с холерой в городе.

«Советский пациент — самый здоровый пациент»

Группа студентов из Ташкента была помещена на карантин. Врачи, контактировавшие с ними, также остались на карантине. Потенциальные пациенты, помещенные в инфекционную больницу, получали воду и пищу извне в специальной одежде и масках. Карантин длился 3 месяца. Запертым врачам платили вдвое больше, что бы они не протестовали.

Батумские врачи собирали в штаб-квартире, чтобы разработать стратегию борьбы с болезнью. Представители Советской Армии всегда присутствовали на собраниях и предупреждали врачей, чтобы они ничего не раскрывали прессе, не говорили об этом публично, никого нельзя было допускать в карантинные зоны или больницы.

Возвращение холеры в Советский Союз не должно было запятнать историю страны. Лозунг «Советский пациент — самый здоровый пациент» должен быть непоколебим. 

Но, скрыть ничего не получилось, жарким летом 1970 года, играя во дворах батумских домов, дети гонялись друг за другом и пугали криками — «Грядет холера, холера!».

17 больных и один смертельный случай

В том же году эпидемия разразилась в Тбилиси, Поти, Кутаиси и Ахалцихе. Батуми был первым городом в Советском Союзе, который направил в Кремль сигнал о надвигающейся опасности эпидемии холеры. Поэтому считалось, что началась эпидемия 1970 года в Батуми, на самом деле холера уже свирепствовала во всех пятнадцати республиках СССР.

Сокрытие распространения болезни имело плохой результат. Люди не принимали профилактических мер, не происходило изоляции и дистанцирования. Все знали, что больных и умерших немало, однако никто не знал, где именно и что происходит. По словам Рамаза Сурманидзе, в Батуми во время эпидемии умер только один пациент, 17 заболели, из них только одна женщина. Батумские врачи не знали, как холера прогрессирует в других городах Грузии, и не имели права передавать данные о Батуми в другие города.

Была также создана специальная комиссия. Батуми с особым визитом посетили заместитель министра здравоохранения СССР Гулбасов и доктор медицины Вахтанг Бочоришвили. Анкета для выявления особо опасных инфекций была роздана всем учреждениям. Эту анкету летом 1970 года положили на стол каждого врача, чтобы не упустить подозрительные случаи.

Было запрещено есть фрукты и овощи, население было настоятельно рекомендовано мыть руки хорошо и часто, потому что холера распространилась в результате попадания холерного [бактерии] вибриона в рот, вызвала сильную диарею и обезвоживание. Пациентам давали жидкости, насыщенные антибиотиками — это был основной метод лечения и защиты организма от обезвоживания. Частое мытье рук было самым эффективным способом защиты от болезни.

Карантин

Во время эпидемии кораблям не разрешали беспрепятственно заходить в порт Батуми. Они останавливались на время рейда в нескольких милях от берега. Команда врачей поднималась на борт корабля, проверяла здоровье моряков, которых затем держали на борту неделю — на период инкубации.

13 июля 1970 года в городе был объявлен карантин. Железная дорога, аэропорт были закрыты, а движение между городами было запрещено. Летом 1970 г. 56 000 туристам, прибывших в Батуми, запретили выезд из города в течение недельного инкубационного периода.

После инкубационного периода Рамаз Сурманидзе подписал всем 56 тысячам туристов справку о том, что они здоровы и имеют право покинуть Батуми.

 

 Батумский бульвар в 1970-е годы. Фото из коллекции Шоты Гуджабидзе

Спасенное «озеро-убийца»

Бактерия, вызывающая холеру, была занесена в озеро Нури. Прогулка по любимому для жителей Батуми озеру, а тем более купание внутри означало чуть ли не смерть. На встрече в штабе некоторые врачи заявили, что озеро опасно, поэтому необходимо его осушить и засыпать гравием. Вторая часть категорически противилась этой идее и выступала за «исцеление» озера.

Было решено демонтировать незаконно подведенные к озеру стоки. В результате озеро Нури было очищено, и его удалось уберечь от осушения.



Озеро Нури. Фото из коллекции Шоты Гуджабидзе

Правила перепечатки


Также: