Мнение

Какое влияние может оказать война России в Украине на конфликты в Грузии? — Интервью

1 марта, 2022 • 1925
Какое влияние может оказать война России в Украине на конфликты в Грузии? — Интервью

Какое влияние может оказать крупномасштабная военная агрессия России в Украине на конфликты в Грузии? На этот и другие вопросы изданию Netgazeti ответила Натиа Чанкветадзе, аспирант и научный сотрудник «Школы мира и разрешения конфликтов Джимми и Розалин Картер».

  • Война, начатая Россией в Украине, меняет глобальную политику, в частности, повлияют ли эти события на конфликты в наших регионах? Правда, еще не до конца ясно, чем эта война может закончиться и какие процессы впереди, однако, возможно, уже можно говорить о каких-то ожидаемых результатах в этом направлении?

Каким бы ни был исход войны на Украине, она коренным образом изменит ситуацию для нашей страны и нашего общества.

Здесь можно говорить о двух изменениях: во-первых, это вопрос интеграции страны в западные структуры (НАТО, ЕС). Я думаю, что позиция должна быть очень четко сформулирована. Стоять на середине уже невозможно. Эта война как бы ставит перед выбором — либо вы с Западом и западными институтами (несмотря на определенную критическую позицию), либо вы в русском лагере. Продолжающаяся война на Украине очень хорошо показывает, что значит быть в русском лагере — нацеленно или нет, вы обречены, у вас нет возможности развиваться и [обеспечивать] безопасность.

Во-вторых, ожидается изменение в направлении наших 30-летних [грузино-абхазского и грузино-осетинского] конфликтов. Теперь, когда Россия вторглась в Украину, могут появиться группы, которые скажут, что мы должны использовать военную силу, чтобы вернуть территории. Однако, к счастью, я думаю, что они будут в меньшинстве, поскольку все здравомыслящие граждане понимают, что применение военной силы равносильно агрессии.

Я думаю, что здравый смысл [возобладает] и военное вторжение в Цхинвали и Сухуми не будет допущено. Военное урегулирование конфликтов будет показателем того, что мы нацелены только на возвращение территории, и не заинтересованы в мирном сосуществовании с абхазами и осетинами, а это не так.

Особенно важно высказаться здесь беженцам, поскольку они хорошо знают о войне, о страхе и  вынужденном переселении и будут первыми, кто выскажется против применения силы.

  • Заявление депутата Рады Украины Алексея Гончаренко о том, что сейчас хорошее время — «прогуляться в Абхазию и Южную Осетию», по моим наблюдениям, в Грузии не встретили с энтузиазмом. Вы также дали жесткую оценку этому заявлению. 

Думаю, такие заявления также не должны тиражироваться в СМИ, однако и мой ответ можно считать тиражированием. В то же время я считаю важным изложить нашу позицию по этому вопросу, потому что это тот случай, когда абхазы и осетины смотрят на нас и слышат нас. Некоторые из них лично написали мне и спрашивали: «Кто это сказал?». Похоже, что была распространена дезинформация о том, кто первоисточник идеи.

  • Если наступит день когда Россия ослабеет, то насколько это позволит реваншистским силам захотеть вернуть территории Грузии военным путем?

Могут появиться реваншистские силы, просто в этом случае  необходимо выиграть информационную войну и сказать людям, что таким образом вы не сможете решить конфликт, и вместе этим потеряете свое моральное лицо.

Также очень важно привлекать к формированию общественного мнения представителей гражданского общества, которые на протяжении лет смогли завоевать доверие.

  • Каковы настроения в абхазском и осетинском обществе, на фоне войны и нынешних событий на Украине, что-то изменилось?

У нас есть возможность наблюдать за этим в социальных сетях, особенно в Facebook и Instagram, знаю, что там тоже ведутся дискуссии. Лично я, очень редко встречала ответы, в которых кто-то оправдывает действия России.

Некоторые из них сегодня выбирают молчание. Несколько абхазов также установили украинский флаг на фотографии профиля в социальной сети, что показывает, что они открыто осуждают войну. Информационная война, в которой сегодня безоговорочно побеждает Украина, до России доходит недостаточно. Но гораздо лучше доходит до Абхазии.

Тот факт, что Луганск и Донецк были признаны Абхазией вскоре после признания Россией, является прямым приказом Москвы, против которого Сухуми не мог возражать. По крайней мере, на фоне этой реальности, когда они остаются под влиянием российской политики. Я не думаю, что у представителей власти де-факто здесь большой выбор. Тут интереснее, что пишут и говорят обычные люди, хотя на них тоже оказывается давление, но у них относительно больше свободы для выражения своей позиции.

  • Повлияет ли такие агрессивные действия российского государства на общества Абхазии и Осетии, на их настроения и в целом на трансформацию в ношении к конфликту?

При непосредственных встречах с абхазами и осетинами, которые всегда выступали против термина «оккупация», я пыталась объяснить, что российская политика основана не на партнерстве, и стремлению к развитию их стран. Путинская Россия не поддержит их реальный суверенитет и независимость. Путинская Россия будет вести себя так, как считает нужным в данный момент, а не так, как нужно абхазскому и осетинскому или даже грузинскому обществу.

Даже лекция Путина о восстановлении Советского Союза прояснила его истинные цели. Я думаю, что это очень четкий сигнал, особенно для абхазов, он открыто показывает, как путинская Россия на самом деле видит вопрос суверенитета окружающих ее стран.

  • К войне на Украине добавляется возможное введение нового закона об иностранных агентах и ​​запрет грузино-абхазских совместных проектов в Абхазии, что уже сказывается на настроениях местного населения.  По вашим наблюдениям это так?

Конечно, я думаю, что эти факторы влияют на настроения гражданам в Абхазии, ситуация которая создается сейчас, и политика Путина сегодня настолько очевидна, что на это просто невозможно не реагировать.

Абхазы, по-моему, в курсе альтернативной информации. Я думаю, что в этом заслуга вовлечения абхазов в эти международные проекты все эти годы.

Сегодня есть люди, у которых есть доступ к альтернативной информации, которые читают не только по-русски, но и по-английски, есть люди, у которых в социальных сетях есть грузинские, иностранные, украинские друзья. Их общая информация и сообщения доходят до абхазов. Также абхазы и осетины, наряду с вынужденными переселенцами, – это люди, хорошо осознающие трагедию войны и пережившие ее травму.

Однако, помимо всего прочего, важную позицию будет занимать грузинское государство, политическая элита. Это момент, когда нам нужна государственная политическая элита. Сейчас решающий момент, который может даже не наступить в ближайшие несколько десятилетий. Я считаю, что именно сейчас необходимо объединиться внутри страны и твердо двигаться в направлении интеграции в западные институты и на месте нейтрализовать любые мысли о применении силы. То единство, которое сейчас демонстрируют украинцы, думаю, должно стать уроком и для нас, ведь именно внутриполитическое единство имеет решающее значение для достижения важных целей.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Правила перепечатки


Также: