Мнение

Визит Пелоси и интересы США — поворотный момент для Армении

4 октября, 2022 • 2052
Визит Пелоси и интересы США — поворотный момент для Армении

Автор: Константин Казарян.

Ереван. Американские флаги, демонстрации за выход из ОДКБ и встречающая делегация в аэропорту: 17 сентября, сразу после нападений на армянские города, спикер Палаты представителей Конгресса США на два дня посетил(а) столицу Армении Ереван. Последствия визита Нэнси Пелоси и реакция мирового сообщества, особенно США и Франции, с одной стороны, и России — с другой, показывают, что этот визит — не только яркий символизм.

Война в Украине и интересы на Кавказе создали новые реалии и на Кавказе: Россия все больше теряет влияние на Кавказе и отказывается от формальных союзников. Однако ситуация на Кавказе с 2020, если не с 2016 года, показывает, что Россия не является гарантом безопасности для Армении. Нарратив многих западных СМИ о том, что Россия является гарантом безопасности Армении, сейчас начинает расшатываться.

Ибо старый нарратив о том, что присутствия российской военной базы в Армении будет достаточно для сдерживания Азербайджана, начинает шататься. У пророссийских сил внутри Армении и европейских СМИ, которые используют один и тот же нарратив в этом вопросе, заканчиваются объяснения. Они не могут объяснить проазербайджанскую позицию российского правительства и российских СМИ. Они пытаются оправдать нереакцию ОДКБ неубедительными аргументами (мол, запрос был сформулирован неправильно).

Однако несомненно то, что Россия не поставляла Армении никаких значительных вооружений с 2020 года. Смена парадигмы в российской политике произошла раньше — в 2016 году.

С 2016 года между Российской Федерацией и Арменией не было подписано ни одного значимого военного контракта. Аргумент о том, что Россия хотела бы поддержать Армению, но не может из-за украинской войны, не соответствует действительности по двум причинам: Россия не оказывала военную, дипломатическую или политическую помощь в войне в Нагорном Карабахе в 2020 году и в нападениях на территорию Армении в 2021 году. Напомним, что Россия не была вовлечена в украинскую войну в 2020 и 2021 годах.

Оба запроса к России и ОДКБ были де-факто отклонены. ОДКБ даже не смогла установить — в отличие от Франции и США — что Азербайджан напал на армянскую территорию. Также стало известно, что Армения заказала у России оружие на сумму в несколько сотен миллионов долларов, оплатила заказы, но оружие так и не было поставлено. В то время как некоторые европейские СМИ, особенно немецкие, постоянно ссылаются на союз между Арменией и Россией, они забывают о соглашении о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Россией, подписанном 22 февраля 2022 года, незадолго до украинской войны.

Дипломатическая, политическая и военная реакция России в отношении Армении повергает в шок многих аналитиков, которые на протяжении многих лет в крайней ситуации рассчитывали на помощь России: ведь российские СМИ и российское представительство в Совете Безопасности ООН обслуживали азербайджанские нарративы: в российских СМИ утверждалось, что неизвестно, где именно произошел обстрел, и нельзя точно сказать, в каком контексте произошел конфликт. В Совете Безопасности ООН Россия была единственным постоянным членом, который не смог осудить нападение Азербайджана. Россия поддержала азербайджанскую версию о том, что это пограничные конфликты, которые должны быть решены мирным путем.

Есть три основные причины такой позиции России: Россия имеет общие интересы с Азербайджаном и Турцией в конфликте по Мегринскому коридору. Создание Мегринского коридора приведет к изоляции Ирана от Армении, Грузии и ЕС. Более того, для России турецко-азербайджанская двусмысленная позиция в отношении войны в Украине является важным фактором, чтобы не оказаться в полной изоляции. И последнее, но не менее важное: Россия ослаблена на Кавказе и больше не выполняет функции гегемонистской державы.

Интересы США на Кавказе создают новые возможности

Соединенные Штаты также имеют свои интересы в этом регионе: В условиях ослабления влияния России Соединенные Штаты пытаются восстановить свою гегемонию в различных регионах мира с помощью проактивной политики. Цели на Кавказе сложны. С одной стороны, Армения занимает важное геостратегическое положение в силу своего географического положения, находится по соседству с Ираном, Турцией и в регионе с Россией, а с другой стороны, Армения является важной транзитной страной между Ираном и Европой, для того, чтобы сделать ЕС и, следовательно, Запад менее зависимыми от российского газа.

И последнее, но не менее важное: мы видим, что отношения между Соединенными Штатами и Турцией переживают осложнения уже как минимум два года.

Турция все больше становится ненадежным партнером для Соединенных Штатов. Очевидные закупки оружия у России, ядерное сотрудничество с Россией, военная риторика, наращивание вооружения в отношении Греции и усиление влияния в азиатском регионе являются одними из факторов американского недовольства. Кроме того, Турция все больше теряет значение для США как ранее геостратегически важная страна.

Военно-политическая позиция США и Франции показывает, что Турция становится заменимой. Вооружение Греции, перемещение военных баз в Грецию, будущее вооружение Кипра, греко-французские военные учения в Эгейском море свидетельствуют о смене парадигмы Франции и США в отношении Турции.

Визит Пелоси не просто символизм, а явный сигнал Еревану

Визит Пелоси в Армению показывает, с одной стороны, есть сигналы со стороны Соединенных Штатов, а также сигналы со стороны Армении: осуждение азербайджанской агрессии со стороны США прозвучало неоднократно и относительно четко. Аргумент о том, что проармянская позиция может быть связана с избирательной кампанией в Калифорнии, не соответствует действительности. Во-первых, доля армян очень мала по сравнению с общим населением США, несмотря на их большую численность, а во-вторых, заявления слишком однозначны. Более того, агрессию осудили не только такие люди, как Нэнси Пелоси, но и госсекретарь США, который не ведет предвыборную кампанию.

Люди, которые занимаются политикой и пишут речи, прекрасно знают, что осуждение могло быть сформулировано более мягко. Азербайджан можно было бы осудить, не осуждая его на самом деле. Соединенные Штаты назвали агрессора, осудили нападения на территорию Армении и призвали Азербайджан оставить позиции. Недвусмысленность формулировки свидетельствует о том, что Соединенные Штаты посылают Еревану четкие сигналы.

Нэнси Пелоси сделала все возможное, чтобы не только заявить о своей поддержке, но и практически приравняла Армению к Украине. Высокопоставленный политик написал в социальных сетях: «Сегодня мир — от США до Украины, от Тайваня до Армении — стоит перед выбором между демократией и автократией. И мы снова должны выбрать демократию».

Хотя визит был запланирован давно, американская сторона могла либо отменить его из-за сложившейся ситуации, либо посетить все две или три кавказские республики по дипломатическим соображениям. Однако Нэнси Пелоси посетила Армению только для того, чтобы послать четкий сигнал Турции, Азербайджану и особенно Армении. Параллельно изменилась и риторика Армении в отношении ОДКБ и России. Если раньше обвинения в адрес России и ОДКБ были сдержанными, то теперь несколько высокопоставленных армянских политиков заявили, что недовольны реакцией ОДКБ и обдумывают последствия. Армянский политический ландшафт преимущественно подверг критике роль России в конфликте. Этой риторикой правительство Армении начало смену парадигмы и посылает сигналы о своей готовности Вашингтону.

Дилемма вокруг ОДКБ и диверсификация гарантий безопасности

Самым большим вызовом для Армении по-прежнему является: Она готова выйти из неработающей ОДКБ, но ей нужны альтернативные гарантии безопасности. Американская сторона понимает ситуацию, но не может поставлять оружие стране ОДКБ. Не желая внушать большого оптимизма, сигналы во время визита Пелоси и последующие действия указывают на то, что Армения начинает менять политический курс и что Соединенные Штаты готовы поддержать этот курс. Невозможно сказать, о чем и в каком объеме велись переговоры, но можно предположить, что между двумя сторонами существует некая абстрактная дорожная карта.

Ведь даже после визита Пелоси сообщения стали более четкими: российские высокопоставленные политики посетили Азербайджан. За несколько дней до этого Алиев, Эрдоган, Лукашенко и Путин встретились в Самарканде. В Соединенных Штатах параллельно были посланы два сигнала: Будущее вооружение Кипра — это четкое предупреждение Турции, а также двухпартийный консенсус по осуждению азербайджанской агрессии и прекращению военного финансирования Азербайджана. На сегодняшний день это самые эффективные и сильные средства, применяемые какой-либо страной против Азербайджана.

Соединенные Штаты еще раз дали понять, что готовы говорить о поставках оружия, но это не может происходить в нынешних рамках. Речь идет о членстве Армении в ОДКБ. Армения, в свою очередь, объявила о процессе анализа членства в ОДКБ и резко отреагировала на Альянс. На этот раз Армения не участвовала в военных учениях ОДКБ, и армянские высокопоставленные чиновники не встретились с генеральным секретарем ОДКБ в Ереване. Вместо того, они были в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее ООН, а затем встретились с американским президентом, госсекретарем и президентом Франции в Париже. Активность Армении в отношении Запада, особенно Франции, США, Греции и Кипра — это факт. Встречи между министрами обороны этих стран (например, Франции и Армении) и министрами иностранных дел (Греции и Армении) показывают, что в ходе этих переговоров речь явно не шла о погоде.

Албанский сценарий является вероятным выходом для Армении

Ситуация остается весьма опасной для Армении — однако внешнеполитическая многовекторность и ужесточение фронтов между Западом и Россией, а также активность США и Франции позволяют сохранять легкий оптимизм. Де-факто гарантия безопасности Армении со стороны Соединенных Штатов может также иметь серьезные перспективы для Грузии, поскольку усиление американской роли на Кавказе в корне соответствует грузинским интересам. Текущая ситуация сравнима — с определенной точки зрения — с ситуацией между Албанией и США. В то время, когда Сербия и Россия теряли влияние в мировой политике, Соединенные Штаты предоставили Албании гарантии безопасности и приобрели одного из самых близких союзников в регионе.

Это именно тот сценарий, которого боится правительство в Баку. Азербайджан просчитался относительно новых нападений и не ожидал такой реакции со стороны Запада. В Баку пытаются понять, о чем именно были переговоры между Арменией и США, и стараются как можно быстрее испытать лимиты дальнейшими нападками и созданием фактов. С точки зрения дипломатии, в долгосрочной перспективе Алиеву, скорее всего, придется нелегко.

Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Правила перепечатки


Также: