Мирный митинг оппозиции, прошедший в Сухуми 30 мая показал, что протест в Абхазии востребован обществом, не преследуется и может проходить в довольно конструктивном русле. Кроме миролюбивости, акция продемонстрировала страх и недоверие власти перед недовольным обществом, страх к собственному народу.
Во-первых, то, как был укреплён комплекс правительственных зданий, показывает, что президент и правительство были готовы к агрессивным действиям со стороны митингующих. Была организована многослойная защита администрации президента. Металлические заграждения, колючая проволока, припаркованные впритык автобусы и служебные автомобили вокруг административного комплекса дополнялись живым щитом из силовиков и участников проправительственного митинга.
Во-вторых, то, как агрессивно боролась власть с помощью приплаченных ею аккаунтов в соцсетях, с самой идеей оппозиционного митинга, показывает неуверенность оных в безусловной поддержке общества.
Да и сама оппозиция показала себя с совершенно иной стороны. Впервые протест был согласован с мэрией. Протестующие получили разрешение собраться на набережной в течение дня — с двух до семи вечера. Хотя формально митинг уложился во временные рамки, лидеру оппозиции пришлось сделать для себя открытие — собрать людей на протест намного легче, чем утихомирить раззадоренную трибунными лозунгами публику, а после отправить ее по домам без конкретных результатов.
Митингующие жаждали если не крови, то хотя бы одного сломанного ограждения. Но не получили и этого.
Делегатами от оппозиции стали ветераны Темур Гулия, Вианор Ашба и представитель молодежи Саид Бутба. Все трое не отличаются ораторским мастерством и навыками дипломатов, но именно их отправили на переговоры в администрацию президента. Поэтому не было удивительным, что они получили отказ по всем пунктам требований.
Ни отставку правительства, ни мораторий на закон об апартаментах и ратификацию соглашения по передаче пицундской госдачи ФСО РФ власти не поддержали. С этим и вернулись к митингующими организаторы. Получив ответ, митингующие позлились, но разошлись, после того как Адгур Ардзинба пообещал провести еще серию акций протеста.
На следующий после митинга день с заявлением выступила еще одна оппозиционная организация «Аидгылара», где выразила своё отношение и к власти, и к оппозиционному блоку во главе с Адгуром Ардзинба — «Не может «Самодержавный» лидер оппозиции, одолеть «Самодержавного» президента».
— «Организованная и проведённая лидером АНД [Адгуром Ардзинба, прим.ред.] акция, не достигшая абсолютно никаких результатов, несмотря на объективную несостоятельность и имитационный характер, ярко продемонстрировала с одной стороны, серьёзную востребованность протеста обществом, а с другой незрелость и неспособность Адгура Ардзинба консолидировать здоровые силы, а значит отстаивать и защищать интересы абхазского народа», — говорится в заявлении организации.
Досталось и власти: «На данном фоне, комично-карикатурным выглядел неподдельный страх власти, проявленный в реализации военно-оборонительных мероприятий, призванных защитить Бжания от праведного гнева народа. Никто ранее не умудрялся ради сохранения своего режима и достижения корыстных целей удерживать своих сторонников в заточении за колючей проволокой, окруженной военной техникой и школьными автобусами».
Лидер «Аидгылара» Кан Кварчия по непроверенной информации получил от власти преференции за неучастие в акции совместно с Адгуром Ардзинба. Но эта информация может и не соответствовать действительности, так как распространяют ее сторонники «Абхазского народного движения», тем более что раскол между Ардзинба и Кварчия наметился задолго до митинга.
Да и в заявлении «Аидгылара» содержится прямая угроза власти организовать еще одну акция протеста и уже, возможно, не такую мирную.
— «Считаем необходимым заявить, что провал акции 30 мая 2023 года проведённой Адгуром Ардзинба не является ликвидацией, либо нивелированием оппозиции и не создаёт условия вседозволенности действующей власти, погруженной в иллюзию победы. Предостерегаем Президента Бжания А.Г. от политики двойных стандартов, преследования по политическим мотивам, нарушения Конституции, прав и законных интересов граждан Абхазии», — говорится в заявлении.
Постоянно дразнит оппозицию и [де-факто, прим.ред.] министр иностранных дел Инал Ардзинба. В своем выступлении на российском канале 8 июня он сравнил протест в Абхазии с событиями предшествующими войне в Украине. При этом он уверен, что за всеми недовольными в Абхазии стоят международные организации. Как заметили абхазские блогеры на фоне его выступления параллельно шли кадры протеста в Сухуми и в Тбилиси. Это вызвало волну возмущения среди пользователей соцсетей.
— «Кому-то пытаться сделать что-то для своей родины, а кому-то подмахивать авторитаризму и уничтожать ее. Каждому свое. Да», — прокомментировали новость об этом в Телеграм-канале D News Абхазия.
Члены ветеранской организации уже возмущались тому, что их сравнили с про-грузинскими митингами 80-годов в Сухуми. Но за это сравнение министр внутренних дел Вальтер Бутба уже принёс публичное извинение.
Кроме того 8 и 9 июня сухумский городской суд вынес решение в пользу двух участников протестной инициативной группы #ХараХпицунда (Ҳара ҲПицунда). Рашид Тания и Айнар Хашиг подали в суд на УВД Сухуми с требованием признать незаконными протокол их задержания и обвинение в хулиганстве от 4 мая. Из задержали вместе с девушками, расклеивающими баннеры с цитатами абхазских писателей и выдержками из Конституции [самопровозглашенной, прим.ред.] РА.
Таким образом можно сказать, что в Абхазии есть место протесту и он активно не преследуется, в т.ч. по закону. Ни одна инициатива ужесточить меры не прошли парламентские слушания. Хотя министр юстиции и по совместительству представитель [де-факто, прим.ред.] президента в Парламенте представлял проект закона расширяющий полномочия сотрудников СГБ, и дающий им возможность проводить профилактические беседы с лицами, которые «возможно находятся контакте с агентами спецслужб недружественных стран».
Проект не прошел голосование. И у тех, кто недоволен политикой властей, еще есть возможность без страха заявлять о своей позиции.
- «Отношения с Тбилиси Москва должна координировать с Абхазией» — Адгур Ардзинба
- Бжания встретился с абхазами, воевавшими в Украине на стороне России
- «Закон об апартаментах» в Абхазии и опасения оппозиции
- Граждане РФ покупают недвижимость в Абхазии несмотря на запрет
- Визит спикера Госдумы РФ в Сухуми — Володин заявил о сближении с Абхазией
Автор: Бежан Матуа, Сухуми. Фото обложки: netgazeti.ge
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.