Автор: Ника Мусави
В конце ноября в Азербайджане развернулась антиамериканская кампания, главной мишенью которой стало Агентство США по международному развитию (USAID) – его обвиняют в создании «агентурной сети» и попытках сформировать в обществе «протест к законным властям». Звучит как сюжет бульварного романа времен Холодной войны, но реальными жертвами этой «шпиономании» на данный момент уже стали шестеро журналистов, арестованных по уголовным статьям.
Журналисты-«контрабандисты»
Новая волна репрессий грозится «снести» онлайн-издание AbzasMedia, специализирующееся на антикоррупционных расследованиях. Четверо сотрудников этого издания – директор Ульви Гасанлы, замдиректора Магомед Кекалов, главный редактор Севиндж Вагифгызы и корреспондент Наргиз Абсаламова – арестованы по обвинению в «контрабанде, совершенной группой лиц по предварительному сговору». Основанием для предъявления обвинения стали 40 тысяч евро, которые, якобы, были обнаружены в ходе обыска в офисе AbzasMedia. Сейчас все четверо находятся в СИЗО, в их отношении выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу от 3-х до 4-х месяцев.
Кроме того, арестован директор интернет-телевидения Kanal 13 Азиз Оруджев, которому инкриминируется незаконное строительство. Его также оставили под стражей на три месяца, хотя статья, по которой он обвиняется, не предусматривает такой меры пресечения. Ведущего Kanal 13 Руфат Мурадлы также был задержан, но «отделался» 30 сутками административно ареста по обвинению в мелком хулиганстве и неподчинении полиции.
Коллеги арестованных, местные правозащитники и представители гражданского общества уверены, что все эти обвинения сфабрикованы, а аресты незаконны и связаны с профессиональной деятельностью журналистов. Такого же мнения придерживается Amnesty International и ряд других международных организаций, выступившие с требованиями освободить арестованных.
Но остается открытым вопрос, чем спровоцированы эти репрессии и давления, и чего ждать другим независимым азербайджанским медиа и НПО?
Шпиономания
Аресты журналистов начались после того, как Азербайджан сильно обиделся на Соединенные Штаты за то, что те приняли законопроект «Акт армянской обороны», подразумевающий военное сотрудничество с Арменией, а оказание помощи Азербайджану, напротив, приостановили.
Телефонный разговор на эту тему между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и госсекретарем США Энтони Блинкеном, состоявшийся 28 ноября видимых результатов пока что не дал.
Также Азербайджану очень не понравилось, что директор USAID Саманта Пауэр назвала переселение армян из Карабаха «вынужденным». Возмущенная реакция на эти слова последовала от азербайджанского МИД и от помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева. И на своей странице в Twitter (X) Гаджиев, кроме прочего, заявил, что «В Азербайджане больше нет места деятельности USAID!» И произошло это в период 20-22 ноября – тогда же, когда начались аресты в AbzasMedia.
Параллельно с этим в проправительственных азербайджанских СМИ стали появляться публикации, «уличающие» USAID и другие американские организации в создании агентурной сети и поддержке «маргинализированных групп», расшатывающих устоит общества. В числе «агентов Вашингтона», упоминался AbzasMedia, а также еще несколько изданий и НПО, радикальные феминистки» и даже выпускники американских вузов.
28 ноября МИД Азербайджана вызвал представителей посольств США, Германии и Франции, чтобы их «пристыдить». Мол, зарегистрированные в этих странах организации и сами посольства помогают AbzasMedia «осуществлять незаконные финансовые операции».
Сам AbzasMedia источник своих доходов никогда не афишировал, USAID тоже отмалчивается, так что, строго говоря, нельзя утверждать, что они, в самом деле, связаны между собой. Однако то, что большинство независимых (от правительства) азербайджанских медиа и НПО существуют за счет западного финансирования – это негласный общеизвестный факт. Хотя прямое финансирование по закону запрещено, но все же есть лазейки, позволяющие делать это относительно легально.
Спектакль для России?
В общем, создается впечатление, будто власти Азербайджана стремятся «насолить» США, а заодно окончательно «перекрыть кислород» неугодным медиа и НПО (такое уже происходило в 2013-14 годах). Но некоторым экспертам такое объяснение кажется слишком упрощенным.
Так, например, руководитель информационного агентства «Turan» Мехман Алиев вообще не верит, что отношения между США и Азербайджаном испортились. На его взгляд, Баку и Вашингтон нужны друг другу и вполне друг друга устраивают. А публикации, красочно описывающие «обезвреживание агентурных сетей» адресованы, главным образом, России, которая не раз намекала лидерам стран СНГ, что нельзя позволять Вашингтону «вмешиваться в свои внутренние дела».
А последние репрессии, по мнению Мехмана Алиева, носят обычный, «плановый» характер, чтобы держать медиа и гражданское общество под контролем.
Также эксперты отмечают, что, даже если правительство Азербайджана решило «показать характер», то выбрало для этого не первое попавшееся медиа, финансируемое из-за рубежа, а именно то, которое занимается антикоррупционными расследованиями.
Хотя, как полагает политический обозреватель Шахин Рзаев, для других критически настроенных медиа это тоже своего рода сигнал, чтобы не заходили слишком далеко.
Ранее, в июле 2023 года по обвинению в фальшивомонетничестве был арестован экономист, исследователь и политический активист Губад Ибадоглу. И некоторые эксперты, включая Мехмана Алиева и Шахина Рзаева, считают, что новую волну репрессий следует отсчитывать именно с этого момента.
За Ибадоглу вступились многие американские и европейские политики, но он по-прежнему находится в тюрьме. Чем закончится история с AbzasMedia пока не известно, но поводов для оптимизма мало. Не только сотрудников этого издания, но также других журналистов, исследователей, публичных и даже не очень публичных людей ежедневно вызывают в полицию для дачи показаний, и атмосфера в азербайджанском гражданском обществе царит очень напряженная.
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.