Делегация «Европейского комитета по превенции пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания» публикует отчет о посещении клиники «Вивамед» 25-27 марта 2023 года.
В «Вивамед» проходят лечение заключённые, в том числе экс-президент Михаил Саакашвили, который уже давно обвиняет клинику в ненадлежащем обращении и лечении.
В отчете оцениваются условия в клинике оцениваются как «в целом приемлемые». Однако, в нем отмечено, что что в отделениях, где размещаются осужденные, нет возможности обеспечить соответствующие лечебные условия, поскольку решение по всем важным вопросам принимают сотрудники Пенитенциарной службы, а не клиники.
Ниже приведены основные выводы отчета:
«В ходе визита делегация не услышала заявлений о жестоком обращении с пациентами со стороны персонала трех режимных палат клиники «Вивамед». Однако Офис Народного защитника проинформировал делегацию о двух жалобах. В первой жалобе г-н А жаловался, что 10 октября 2022 года он подвергся словесным оскорблениям и физическому насилию со стороны нескольких сотрудников мест содержания под стражей. Во второй жалобе г-н Б упомянул об инциденте, произошедшем 22 октября 2022 года в ходе сотрудник тюрьмы, как сообщается, оскорбил его и попытался силой удалить дренаж, кроме того, сотрудник места содержания под стражей якобы поднес зажженную сигарету к гениталиям заключенного».
«Кроме того, делегация была проинформирована об официальной жалобе, поданной г-ном С. [Михаил Саакашвили — прим. ред] относительно предполагаемого жестокого обращения со стороны сотрудников изолятора, которые перевели его из тюрьмы № 12 в Рустави в тюремную больницу в ноябре 2021 года. Г-н С. утверждал, что пять сотрудников изолятора напали на него, прижали его (в том числе за шею) к полу в болезненной и унизительной позе и нанесли ему несколько ударов кулаками».
«Материальные условия в «Вивамед» в целом были адекватными; Палаты для пациентов были большими, в хорошем состоянии, с хорошей вентиляцией, освещением и чистотой. Пациенты имели доступ к туалетам и душам».
В отчете также упоминается, что в палате «господина С.», в отличие от других, не было окон с видом на улицу – окно было закрыто матовым стеклом, поэтому он все время пребывания там не видел полноценного дневного света. Через две недели после визита миссии из Грузии сообщили, что матовое стекло заменили на обычное, что Комитет приветствует.
«Помещение г-на С. было хорошо обставлено (включая диван, стол, стулья и холодильник), но это было далеко не так на 4 и 6 этажах, где в палатах пациентов в основном были только кровати (с постельными принадлежностями) и небольшие шкафы. Столов и стульев не было (за исключением нескольких палат, где размещались более тяжелобольные пациенты), а это означало, что пациенты могли принимать пищу только сидя на своих койках».
Комитет рекомендовал обставить мебелью и палаты других пациентов.
В отчете также указано, что только г-н С. имел доступ к некоторым средствам отвлечения внимания (таким как телевидение, печатные и онлайн СМИ). Другие пациенты могли брать книги в очень маленькой библиотеке (или получать книги из дома), но не имели доступа к телевидению, радио и прессе. Более того, ни у одного из пациентов не было доступа к ежедневным прогулкам на свежем воздухе.
Ответ Минюста Грузии
Как позже в Минюсте Грузии заявили что, Пенитенциарная служба установила стулья и столы и в других палатах; Также телевизоры были установлены еще в двух камерах. Кроме того, были установлены телефоны для связи между пациентами и членами их семей, адвокатами и другими лицами.
Также Комитет рекомендовал, предоставить возможность ежедневных прогулок на свежем воздухе, обеспечить доступ к телевидению, радио и газетам, а также предоставить пациентам, размещенным в одиночестве, возможность иметь значимые человеческие контакты (не менее 2 часов в день) с другими пациентами или подготовленным персоналом.
«В случае господина С., хотя он имел доступ к ряду специалистов и лечения, совокупность различных факторов – как содержание наедине в течение многих месяцев, недоступность пребывания на улице и физических упражнений, постоянное видеонаблюдение – привело к среде, которая является угнетающей, унизительной и не способствует улучшению его состояния здоровья», – отмечают авторы доклада.
Ответ Минюста Грузии
По данным Минюста, Пенитенциарная служба работает над обустройством места для прогулок осужденных пациентов.
По заявлению ведомства, Саакашвили активно общается с внешним миром — «член семьи посещает его каждый день с неограниченным доступом» — и отказывается от права выходить на улицу. «Правительство не разделяет оценку, что пребывание Саакашвили похоже на пребывание в одиночной камере», — читаем в ответе.
Миссия также раскритиковала отсутствие систематизированных данных о состоянии пациентов, поскольку выводы каждого специалиста хранятся отдельно и из них трудно составить общую картину и динамику состояния пациента. Выразили замечания и к «недостатку настоящих индивидуальных планов лечения и комплексного подхода».
Ответ Минюста Грузии
В Минюсте Грузии на это ответили, что ведение учета в гражданской клинике – обязанность сотрудников клиники. Что касается индивидуального плана лечения, ведомство утверждает, что он был передан в Европейский суд по правам человека, также известный как «Страсбургский суд», который не нашел в нем никаких недостатков.
По оценке комиссии, еще одним серьезным недостатком является отсутствие в клинике «Вивамед» штатного врача-психиатра и клинического психолога. Да, клиника может пригласить этих специалистов, но ситуация с Саакашвили показывает, что на практике это не очень хорошо работает.
Ответ Минюста Грузии
Согласно ответу Минюста Грузии, Саакашвили отказывается помогать специалистам этого профиля, «что подтверждается соответствующей документацией».
В отчете также отметено, что сотрудники СИЗО17 (некоторые из них в гражданской одежде, некоторые в форме, с оружием и наручниками на видном месте) не только контролировали входы в палаты, но и постоянно присутствовали внутри помещений для размещения пациентов и были основным контактным лицом для пациентов по всем вопросам, связанным с их
повседневной жизнью.
«Только сотрудники пенитенциарной системы имели ключи от всех помещений (медицинским работникам приходилось спрашивать у них разрешение на вход), они решали, какого пациента в какую палату поместить, имели широкий доступ к медицинской информации о пациентах (диагнозы, назначенные лекарства и дозировки), и именно им решать, будут ли они присутствовать (или нет) на медицинских консультациях. <…>На этаже 5 (где проживал г-н С.) атмосфера была еще более гнетущей из-за присутствия камер видеонаблюдения в
каждой части этажа, где пациент мог оказаться в любой момент, включая консультативные и процедурные кабинеты, [кроме душа и туалета]».
Ответ Минюста Грузии
По данным Минюста Грузии, при переводе заключенных в гражданскую клинику в учреждении организован пропускной пункт в составе конвоиров, целью которого является обеспечение безопасности и предотвращение инцидентов, при этом конвоиры полностью учитывают рекомендации медицинский персонал и не заниматься медицинской деятельностью. Видеонаблюдение, по данным ведомства, было установлено в соответствии с законом, с целью обеспечить безопасность Саакашвили и ответить на обвинения в пытках/бесчеловечно-унизительном обращении в его адрес.