Мнение

Когда выигрываешь дело в ЕСПЧ, но в Грузии все равно не можешь защитить свои права

17 июня, 2024 • 1174
Когда выигрываешь дело в ЕСПЧ, но в Грузии все равно не можешь защитить свои права

«Когда судья не может себя защитить и решение Европейского суда не выполняется, это очень плохой пример. Это очень опасно, потому что обычные граждане не смогут добиться справедливости, и справедливость никогда не будет установлена ​​в соответствии со стандартом, который предусматривает Европейская конвенция», — говорит нам бывший судья Зураб Габаидзе.

Этот судья выиграл спор в Страсбургском суде. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) установил, что в Грузии его права были нарушены, однако правительство Грузии не выполняет решение Европейского суда по делу судьи Зураба Габаидзе.

Адвокат Лия Мухашаврия, работающая по делам Страсбургского суда, отмечает, что позиция «Грузинской мечты» стала еще более очевидной: вместо содействия европейской интеграции «Грузинская мечта» игнорирует Европейский суд и не выполняет решения даже в дела судей.

Исполнение решений Европейского суда является обязательным по закону.

«Правительство хвалится, что количество дел против Грузии сократилось. Но, это связано не с тем, что в этой стране качественно улучшилась ситуация с правами человека, а с тем, что, к сожалению, у людей уже нет прежнего отношения к Европейскому Суду — они видят, что правительство не реализует эти решения», — заявила правозащитница Лия Мухашаврия.

Помимо исполнения решений Европейского суда, судьи, работающие в Грузии, обязаны учитывать сложившуюся практику Европейского суда. Судьи даже ссылаются на практику Страсбургского суда, хотя, по мнению правозащитников, всего лишь шаблонно.

Экс-судья: Я снова подала заявление в Страсбургский суд

Бывшая судья Марина Гловел выиграла спор против Грузии в 2022 году. В Тбилисском апелляционном суде она работала до 2005 года, а после смены правительства, в 2017 году, она решила аучаствовать в конкурсе судей.

Гловел сказали, что он не преодолела квалификационный порог.

Европейский суд установил нарушение права на справедливое судебное разбирательство по делу Гловел. Что произошло дальше?

«После решения Страсбургского суда здесь было принято совершенно необоснованное решение. Мне написали, что это дискреционные полномочия Совета юстиции, но дискреционные полномочия не означают произвол. Сначала я я думала воздержаться, не навредить этим получению статуса кандидата. Но затем, я все же снова обратилась в Европейский суд в 2023 году, ответа я пока не получила», — говорит Марина Гловел, бывший судья и профессор Тбилисского технического университета.

Когда дело, которое касается судьи не исполняется, представляете, о каком исполнении решения суда может идти речь в случае обычного гражданина?» — задается вопросом адвокат Лия Мухашаврия, защищавшая интересы бывшего судьи в Европейском суде.

«Европейский суд заявил по этому делу, что процедура отбора судей не соответствует Европейской конвенции и европейским стандартам. Однако [в Грузии] это решение по кандидатуре судьи так и не пересмотрели», — добавила Лия Мухашаврия.

«Имело место нарушение статьи 6(1) Конвенции», — читаем в решении Европейского суда. Эта статья подразумевает право на справедливое судебное разбирательство.

Прежде чем обратиться в Европейский суд, Марина Гловел подала жалобу в Квалификационную палату. Она потребовала отмены решения Высшего совета юстиции и заявила, что это решение является незаконным и дискриминационным.

Дело сопровождалось телевизионным комментарием тогдашнего несудейского члена Высшего совета юстиции Нази Джанезашвили о том, что члены совета имеют «протеже» кандидатов и самовольно занижают оценочные баллы другим кандидатам в судьи.


Марина Гловел

«Когда меня зачислили в резерв, Валерий Церцвадзе посмотрел на меня и сказал: ты остаешься, мы знаем, что ты ведешь большинство дел, ты квалифицированная и объективная. Потом он мне говорит, что ты думаешь о поручениях? Я ему сказала: про меня говорят, даже если позвонит президент, она не примет незаконного решения. Больше он ничего не сказал, но я поняла, что меня не назначат. Я довольна, что меня не оставили, тогда пришлось бы выполнять поручения.

«Саакашвили уничтожил суд, но они ничего не изменили. Это те же люди ушли. Кобахидзе говорит нам, что они были плохими, а теперь стали хорошими? Вы видели, какую поддержку Иванишвили выразил суду, проверка это неправильно, суд у нас хороший. Во всяком случае, Саакашвили этого не говорил,что судьи у нас хорошие», — рассказала нам Марина Гловел.

В жалобе бывшего судьи в рекомендации Венецианской комиссии по отбору и назначению судей было написано: «Решения, связанные с отбором и исключением кандидатов, должны быть обоснованными, с возможностью судебного обжалования».

«Решение, которым они меня оскорбили, должно быть отменено. Это было бы справедливо», — говорит нам Марина Гловел.

«Соответственно, мне пришлось обжаловать решение Палаты в течение 4 месяцев, и я опоздала, потому что не решала, подавать апелляцию в Страсбургский суд повторно или нет. Если это не сочтут недостатком, думаю, я снова выиграю», — сказала «Батумелеби» Марина Гловел.

С каким масштабом опасности мы имеем дело, когда правительство не выполняет решения Европейского суда даже по делу судьи и принимает «российский закон»? — спрашиваем мы бывшую судью.

«Когда в Конституции написано, что власти должны приложить все усилия для интеграции Грузии в Евросоюз и Евроатлантический союз, не следует действовать таким образом, чтобы этому препятствовать. Если в ЕС нам говорят, что не следует принимать этот закон [об иноагентах], если вы хотите вступить в ЕС, то конечно, не стоит его принимать», — говорит она.

Экс-судья Зураб Габаидзе: «Нынешняя власть игнорирует решения Европейского суда»

Не повезло и судье из Батуми — Зураб Габаидзе также выиграл дело в Европейском суде, после решения Страсбургского суда, в Грузии все три суда заявили ему, что ему нет места в судебной системе.

«Национальные суды Грузии рассмотрели мое дело поверхностно и вынесли необоснованные решения», — заявляет бывший судья. Он был председателем Хулойского районного суда и был освобожден от должности в 2005 году.

Многолетний спор в Европейском суде по правам человека завершился в 2017 году в пользу бывшего судьи. Сейчас Зураб Габаидзе работает адвокатом в Батуми.

«У государства есть ресурсы, и когда оно нарушает первый пункт статьи 6 Конвенции [право на справедливое судебное разбирательство], оно обязано компенсировать причиненный ущерб. Было бы справедливо отменить указ президента [в 2005 году решение об увольнении судьи было принято президентом] и восстановить меня в должности.

Наконец, я написал премьер-министру, парламенту, что больше не прошу восстановить меня в должности судьи, поскольку достиг пенсионного возраста. Я лишь просил выдачи той зарплаты, которую мне не выдали, но и этого не добился.

В прошлом году я написал Комитету министров Совета Европы, что решение Европейского суда не выполнено. До сих пор я не получил ответа», — сообщил нам Зураб Габаидзе.


Зураб Габаидзе

Административное производство против Зураба Габаидзе было возбуждено после принятия им конкретного решения по одному из дел, где речь шла о незаконном содержании осужденного под стражей на 14 суток. Ранее к Габаидзе не применялось дисциплинарное взыскание, но коллегия Дисциплинарного совета судей сочла его проступок недопустимым и приняла решение об увольнении судьи.

Зураб Габаидзе написал в Страсбургский суд, что его дело не было рассмотрено беспристрастным судом, поскольку в первом и апелляционном дисциплинарном производстве участвовали одни и те же трое судей.

«Суд повторяет, что в ведущем и аналогичном деле «Стуруа против Грузии» суд уже установил, что «гражданская» часть первого пункта статьи 6 Конвенции применяется к дисциплинарным производствам в отношении судей судов общей юрисдикции в соответствии с Закон о дисциплинарном производстве. Соответственно, довод о неприемлемости в данном случае должен быть отклонен», — читаем в решении.

«Нынешнее правительство игнорирует решения Европейского суда. На основании решения Европейского суда по моему делу аннулировано действие всех документов, на основании которых был издан указ президента. Я обратился в суд именно с такой просьбой, чтобы они признали недействительным этот акт, которым я был освобожден с должности…

Когда решениями Европейского суда доказано, что Грузия нарушила соответствующий пункт Конвенции, суд должен рассмотреть это и исправить нарушение. До сих пор мое дело и еще пяти судей из Грузии находятся в списке неисполненных дел», — сообщил «Батумелеби» Зураб Габаидзе.

Лия Мухашаврия: Победой в Европейском суде дело не должно завершаться

«Страсбургский суд признал нарушение основных прав, но мы [в Грузии] это решение не признаем и бывших судей в их должности не восстанавливаем», — говорит Лия Мухашаврия, правозащитник и адвокат. В последние годы она работает над делами, которые рассматривает Европейский суд.

«Среди условий [Еврокомиссии] одним из подразделов было адекватное и своевременное исполнение решений Европейского суда. Это действительно серьезная проблема, потому что победой в Европейском суде дело не должно завершаться.

Это означает, что решения национального суда, по делам в которых Европейский суд установил нарушение, должны быть пересмотрены и человеку должна быть выплачена компенсация», — говорит она.

Например, в деле Асанидзе Европейский суд не только установил нарушение Европейской конвенции, но и освободил его из незаконного заключения на основании этого решения. Это была самая большая победа.

В деле же Роина Шавадзе до конца не были установлены виновные, участвовавшие в этом страшном преступлении. Тщательного расследования не было проведено. Нашей целью и желанием было провести полное расследование», — говорит Лия Мухашаврия.


Лия Мухашаврия

По наблюдению правозащитницы, судьи относятся к решениям Страсбургского суда поверхностно, не разбираясь в содержании.

«Если решения Европейского суда не принимаются во внимание в отношении отдельного лица, как можно говорить о том, что грузинские судьи учитывают общую практику?

Несмотря на многочисленные тренинги, проводимые для судей, к сожалению, их цитаты в решениях совершенно не отражают суть и требования этих решений Страсбургского суда, а иногда они оцениваются как неуместные.

Это была одна из причин, по которой Евросоюз поручил нам выполнить решения Европейского суда. К сожалению, многие наши судьи в корне не понимают смысла решений Европейского суда и юрисдикции Европейского суда.

Дух решений Европейского суда должен отражаться в конкретных решениях грузинской судебной системы.

Тот факт, что судьи часто не упоминают решения Страсбурга в своих аргументациях, также подтверждается исследованиями. В исследовании «Качество обоснования решений судов Грузии», опубликованном в 2021 году Группой независимых юристов и Индексом демократии – Грузия, обсуждалось несколько случаев, когда судья ссылался на решение Страсбургского суда, но как на шаблон.

Одним из таких случаев является резонансное «Дело картографов». В случае с этим делом, суд просто цитирует Страсбургский суд, но не указывает в своем решении никаких обстоятельств [кроме общих предположений и предположений], которые убедили бы объективного наблюдателя в наличии фактических и формальных оснований для применения мер.

Действительно, в решении содержится ссылка на нормы процессуального законодательства, но само по себе цитирование этих норм не делает решение обоснованным», — отмечается в исследовании.

Еще один пример, когда несмотря на нейтральность и видеодоказательства, судья Нино Щербакова оштрафовала  журналиста, а в своих аргументах сослалась на практику Европейского суда.

В 2024 году журналист Гелу Мтивлишвили был ошрафован на 2 тысячи лари. Его задержали на акции протеста против выселения. Журналисту удалось записать видео, которое доказывает, что сотрудники правоохранительных органов препятствовали ему заниматься профессиональной деятельностью и задержали его.

«Судья Нино Щербакова хватило наглости, это называется наглость, когда в своем решении совершенно непонятным образом сослалась на решения Европейского суда по правам человека. Это решение совершенно необоснованно», — заявил «Батумели» Гела Мтивлишвили, когда мы говорили о том, как суд активно помогает «Грузинской мечте» в подавлении гражданских протестов.

Правила перепечатки


Также: