Автор: Кети Сартания, Тбилиси
Хорошая, рачительная домохозяйка может содержать семью на 8 лари, и еще мелочь останется — эта ироничная фраза жены второго президента Грузии Нанули Шеварднадзе, о ежемесячном пособии беженцам в размере 8 лари, вызвала в свое время возмущение у части общества, став позже анекдотом.
Правительство «Грузинской мечты» неоднократно делало заявления о реформировании, сокращении и отмене ежемесячного пособия для вынужденных переселенцев. Непопулярная реформа нанесет еще больший ущерб правительству, легитимность которого и без того вызывает сомнения. Страх отмены пособия в размере 45 лари для вынужденных переселенцев, зависящих от социальной помощи, наряду с ухудшением условий жизни, связан и с тревогой из-за возможной утраты статуса беженца.
Две стороны реформы: между социальным обеспечением и оптимизацией расходов
ВПЛ уже давно ждут, когда правительство реформирует социальные льготы, связанные со статусом. В свете растущей инфляции и ухудшения уровня жизни они ожидают увеличения ежемесячного пособия. Еще в 2015 году в социальных сетях появилась страница под названием «Ежемесячная помощь вынужденным переселенцам — 100 лари». В 2023 году была создана петиция с требованием приравнять эту помощь к прожиточному минимуму ( 260,3 — по данным Геостата за 2024 год). Небольшие демонстрации и пассивные протесты в социальных сетях сопровождают эту тему уже много лет.
Правительство «Грузинской мечты» выразило заинтересованность в реформировании социальных льгот для вынужденных переселенцев. Различные политики неоднократно заявляли о необходимости реформирования системы социальной помощи для беженцев и оптимизации льгот. Однако реформы, предусмотренные «Мечтой», предполагают либо сокращение числа ВПЛ, получающих эту помощь, либо полную отмену этой льготы. Первоначально в законе содержалось положение о том, что помощь будет прекращена для вынужденных переселенцев, имеющих доход более 1250 лари или покинувших страну более чем на два месяца (восстановление возможно после того, как они перестанут иметь доход в размере 1250 лари или вернутся в Грузию).
В 2017 году был распространен проект документа «Подготовительный документ по реформе пособия вынужденным переселенцам», в котором обсуждались четыре альтернативных варианта «реформирования» ежемесячного пособия в размере 45 лари. Все четыре альтернативы были направлены на: прекращение выплаты помощи в размере 45 лари для вынужденных переселенцев; Сокращение числа ВПЛ, получающих эту помощь в зависимости от их статуса. Основаниями для прекращения помощи были фиксированный доход, владение частной собственностью, участие в долгосрочной программе переселения или возрастная категория. Например, из группы получателей помощи следует исключить тех ВПЛ, чей доход составляет 1250 и менее, или тех, кто родился после войны, или тех, кому были предоставлены квартиры в частную собственность, или тех, кто уже воспользовался программой переселения. В результате такой дифференциации представители министерства и авторы реформы обосновали необходимость оказания помощи ВПЛ, оказавшимся в более сложной ситуации, и ускорения процесса переселения.
Сторонники реформы полагали, что, ускорив процесс переселения, они также решат проблему безработицы среди вынужденных переселенцев.
Чтобы ясно понять суть реформы, гражданин Грузии может задать один простой вопрос: сколько граждан, имеющих жилье, больше не нуждаются в социальной помощи или сколько из них начали предпринимательскую деятельность? Ответ на этот вопрос может содержаться в данных Базы данных социально незащищенных лиц Грузии, согласно которым в 2023 году помощь получали 672 209 человек.
Ежемесячная помощь вынужденным переселенцам в размере 45 лари выглядит в цифрах следующим образом. По данным за 2016 год, официально зарегистрировано 273, 944 вынужденных переселенца, из которых 224,941 человек получили пособия для вынужденных переселенцев, которые составили 10,122,345 лари в месяц и 121,000,000 лари в год.
Публичные данные о вынужденных переселенцах можно найти на сайтах неправительственных организаций, по данным которых на сегодняшний день в Грузии насчитывается около 290, 000 человек со статусом вынужденных переселенцев. Неизвестно, сколько из них получают пособие в размере 45 лари и сколько человек имеют доход более 1250 лари по состоянию на 2025 год. Согласно публичной информации, запрошенной Институтом развития свободы информации в 2017 году, только 3,4% вынужденных переселенцев (9474 человека) имели доход, превышающий 1250 лари.
Реформа, о необходимости которой правительство «Грузинской мечты» неоднократно заявляло, никогда не принимала во внимание опыт и мнение внутренне перемещенных лиц. Например, в 2018 году тогдашний премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе упразднил Министерство по делам вынужденных переселенцев. В то время аргументом также служила оптимизация расходов, однако спустя семь лет проблемы, с которыми сталкиваются ВПЛ, не уменьшились. Более того, политика правительства привела к смертельным случаям среди вынужденных переселенцев. Таким образом, аргумент в пользу оптимизации расходов всегда был для правительства «Грузинской мечты» более приоритетным, чем реальное социальное благополучие вынужденных переселенцев.
Финансовая и политическая значимость пособия для беженцев
Ежемесячная социальная помощь в размере 45 лари для вынужденных переселенцев выполняет две основные функции. Прежде всего, его главная цель — удовлетворение материальных потребностей. Социальная помощь вынужденным переселенцам в разное время составляла 8, 14, 28 лари. В последний раз она была повышена в 2014 году до 45 лари. Несмотря на то, что в Грузии повысилось производство, а зарплаты парламентариев выросли на 152%, вопрос оптимизации расходов касается только пособий вынужденным переселенцам.
Подробные публичные данные о социальных характеристиках ВПЛ никогда не были общедоступны. Тем не менее, известно, что значительная часть вынужденных переселенцев зарегистрирована в базе данных социально уязвимых лиц. Социально уязвимым вынужденным переселенцам часто приходится выбирать между ежемесячным пособием в размере 45 лари и финансовой помощью, предназначенной для социально уязвимых слоев населения. Некоторые из них выбирают социальную помощь, потому что ее размер составляет менее 45 лари. В некоторых случаях вынужденные переселенцы предпочитали помощь в размере 45 лари, хотя размер помощи для социально уязвимых слоев населения выше. Основной причиной этого является стабильность помощи — она не подлежит пересмотру, приостановке или прекращению, что, в отличие от финансовой помощи социально уязвимым слоям населения, дает ВПЛ ощущение надежности.
Вторая важная функция этих денег — политическая. Обладание статусом ВПЛ и связанными с ним политическими правами не только сохраняет связь с прошлым, но и дает ВПЛ некоторую надежду на будущее. Однако вот уже на протяжении десятилетия помощь в размере 45 лари является не только материальной поддержкой для вынужденных переселенцев, но и источником постоянного беспокойства. На фоне неясных реформ и скудной социальной статистики, инициативы по реформированию системы помощи ВПЛ усиливают опасения не только в потере льгот, но и отмены статуса беженца.
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.