Люди

Сартичала: История первого немецкого поселения в Южном Кавказе

1 мая, 2022 • 2391
Сартичала: История первого немецкого поселения в Южном Кавказе

В октябре 1941 года, одним росчерком пера, советская власть положила конец долгому проживанию немецких швабов на территории Грузии. Вскоре после вторжения нацистской Германии в СССР тысячам семей сообщили, что им больше нечего делать на земле, на которой они провели всю жизнь.

Тем не менее, ни время, ни жестокость советской власти не смогли стереть их след. Сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники и документальные материалы рассказывают об интересной истории 124-летнего проживания немцев в Грузии и других регионах Южного Кавказа.

Все началось рядом с Тбилиси, в сегодняшнем Сартичала. В последние годы вырос интерес к этому вопросу и хотя эту историю многие знают, часто без внимания остается именно то место, где швабы основали свою первую «колонию».

Мариенфельд — «первая ласточка»

В 20-ых годах XIX века у швабов из края Вюртемберг было достаточно причин согласиться на предложение Российской империи обосноваться на ее территории. На юго-западе Германии шли войны между суб-этническими группами, они приводили к бедности и голоду. Повышались налоги, был неурожай.

Был и религиозный фактор. Архитектор Нестан Татарашвили, которая многие годы изучает быт немцев в Грузии рассказывает, что в тот период выросло число недовольных лютеранской церковью.

По её словам, власти Вюртемберга предпринимали жесткие меры в ответ на религиозные протесты. Это еще больше злило самых радикальных противников церкви, т.н. «сепаратистов».Швабы в Грузии. Фото немецко-грузинского архива.

«В окончательной форме учение сложилось в работе Иоганна Генриха Юнг-Штиллинга… Он указывал на точное место второго пришествия — Кавказ, между Черным и Каспийскими морями, рядом с горой Арарат», — пишет она в книге «Немецкие поселения и архитектурное наследие в Грузии».

Жесткий подход местных властей только усилил чувство протеста среди радикалов. Назревала почва для первого путешествия немцев к упомянутой Юнг-Штиллингом земле.

По словам Татарашвили, власти Российской Империи предлагали швабам религиозную свободу и немало привилегий.
Карта от 1856 года, на котором показаны поселения немцев.

Согласно книге Татарашвили, главным верховодом по переселению немцев в Грузию был тогдашний наместник царя в Грузии Алексей Ермолов. Он считал, что «трудолюбивые немцы дадут местному населению хороший пример полезностью хозяйства».

Первый поток немцев прибыл в Тбилиси 21 сентября 1817 года. Малая их часть погибла, так и не успев обосновавшись в новом доме. Остальным отыскали место на территории сегодняшнего Сартичала, рядом с грузинской деревней.

Так зародился Мариенфельд, первая немецкая «колония» на Южном Кавказе.

Жизнь «немецкого Сартичала»

В последующие годы многие немецкие семьи переехали в Южный Кавказ.

В 1819 к уже обосновавшимся колонистам присоединились еще 15 семей. Поселение назвали Петрсдорфом, в честь императора Петра I.

В 1842 году 10 новоприбывших семей поселили у Абастумани, однако, по словам Татарашвили, местность им не особо понравилась. Властям пришлось переселить их. Так они оказались рядом с Петрсдорфом и Мариенфельдом. Так зародился Фройденталь — третье немецкое поселение на территории Сартичала.

Немецкий дом в Сартичала. Фото Михеил Гвадзабия/Netgazeti

Поселившиеся в Грузии немцы привнесли много новшеств.

Поселение вскоре приобрело немецкий оттенок: построили типичные немецкие дома, с высокими чердаками и глубокими подвалами. Была построена евангелическо-лютеранская церковь, вместо привычных для Грузии квеври, вино стали хранить в бочках.

Зерно немцы хранили на чердаках, а картошку, молочные продукты и вино в подвалах. Ароматным дымком, из камина коптили мясо.

Нестан Татарашвили говорит, что проблем с продовольствием у немцев не было, но в отличии от других поселений, Мариенфельд, Петрсдорф и Фройденталь не смогли экономически развиться. Почму именно, неизвестно, есть лишь предположения.

По словам Татарашвили, проблемой стало отсутствие земли, от количества которой в то время зависела прибыль.

«Предоставленных государством ссуд в последующие годы не хватало. Например, поселенцы в Болниси и Асурети сами покупали землю. Жители Сартичала не смогли достаточно укрепиться с финансовой точки зрения для приобретения земли», — объясняет она.

Тем не менее, по её мнению, один плюс у экономических слабостей немцев из Сартичала все же был:

«Из-за ограниченных финансов большая их часть не смогла заменить дома, построенные по прибытии. Соответственно, первые поселения швабов не потерялись, некоторые сохранились до наших дней».

Оборвавшаяся жизнь

«Вот в этом доме я вырос» — говорит Роин Берадзе из Сартичала, указывая на маленький немецкий домик.

«Мама рассказывала, что они красили дома в белый, а перед домом сажали самые разные цветы», — вспоминает Берадзе.

Роину Берадзе 71 год, и немцев в Сартичала он не застал. За 10 лет до его рождения, после вторжения Германии в СССР, советская власть решила за несколько дней положить конец проживанию швабов в Грузии и Южном Кавказе.

После депортации немцев в Казахстан в опустевшие дома заселили. От депортации и выселения спаслись немецкие женщины, мужья которых не были немцами.

Немецкий дом, построенный в 1841 году. По словам Нестан Татарашвили, в этом доме впервые появилась каркасная конструкция, известная как фахверк. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия

Так в Сартичала осталось только несколько потомков швабов. Они рассказывали односельчанам, как их предков депортировали.

Со временем большинство немецких домов значительно изменили свой внешний вид. Новые жители расширяли постройки, а некоторые и вовсе сносили старые дома и строили на их месте новые.

Сегодня, прогуливаясь по улицам Сартичала, некоторые образцы немецкого архитектурного наследия не так легко разглядеть невооруженным глазом.

По словам Нестан Татарашвили, в селе хорошо сохранилась историческая сеть улиц, состоящая из 81 дома. Они так или иначе претерпели изменения, но подвалы почти во всех домах остались аутентичными.

Грузинская несущая колонна (дедабодзи), использованная в строительстве немецкого дома. Помимо аутентичного грузинского декора на колонне видны немецкие орнаменты (из исследования Нестан Татарашвили).

Одним из зданий, наиболее пострадавших от советского периода, является Мариенфельдская евангелическо-лютеранская церковь. Полностью она не снесена, однако после пристройки дополнительных кладовых, трудно идентифицировать старый периметр церкви.

Церковь, превращенная советским правительством в Дом культуры, сейчас заброшена и сильно повреждена. Первоначальный вид церкви сохранился только на росписи, а виды ее алтаря и южного фасада – на фотографиях.

Церковь в рисунке Д. Ланселота (из исследования Нестан Татарашвили).

Иосиф Сибошвили из Сартичала нашел упомянутые фотографии в архиве. Как и Роин Берадзе, он родился в немецком доме. После выселения Швабов дом сменил нескольких владельцев, и, наконец, в нем поселилась семья Сибошвили.
Так сегодня выглядит церковь в Сартичала. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия

«Когда я был ребенком, по соседству жила женщина, Лида Бауэр. Она была среди женщин, оставленных советским правительством, так как они были замужем за грузинами.

В основном я был с ними [семьей]. Потом, когда подрос, затрагивал тему [немцев] в школе. Правда, тогда все это было под табу, но мне это все же удавалось. Потом я углубился в эту тему и встретил много людей, которые рассказали мне об этом селе», — рассказал Иосеб Сибошвили.
Так раньше выглядела церковь. Фото из книги Иосеба Сибошвили

По словам Сибошвили, его тётя, Лена Котрин, была немкой и неоднократно рассказывала истории о переселении швабов в далекий Казахстан, об их жизни и работе в далеких краях.

Иосебу Сибошвили пришлось снести свой старый дом в 80-х годах прошлого века, но он заинтересован в сохранении наследия, которое до сих пор существует в деревне. В 2012 году он опубликовал труд о швабах в Грузии и их наследии.

Кладбище швабов в Сартичала. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

Кладбище швабов в Сартичала. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

Помимо домов и церкви в Сартичала осталось кладбище швабов.

По словам Сибошвили, на протяжении многих лет часть местного населения плохо обращались с кладбищем. Например, «на месте уже [похороненных] немцев, хоронили других».

Местные, заинтересованные в сохранении кладбища обратились к посольству Германии с просьбой о помощи. Попытка оказалась успешной.

В 2009 году посольство обратилось к представителям Евангелическо-лютеранской церкви с просьбой в рамках молодежного проекта облагородить кладбище швабов.

В 2009 году на кладбище открыли мемориал. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

Просьба была удовлетворена. Ученики одной из гимназии Гамбурга и молодежь из Евангелическо-лютеранской общины Грузии очистили территорию, привели в порядок могильные камни и открыли мемориал.

«Это дом наших предков»

В 2017 году Грузия и Германия вместе отметили 200-летие прибытия швабов. При финансировании грузинской стороны «Союз по защите немецкого культурного наследия в Южном Кавказе» смог обнаружить 23 немецких поселения.

Особенный интерес вызвало культурное наследие в Болниси и Тетрицкаро. Немало исторических зданий были реабилитированы.

Что касается Мариенфельда, Петрсдорфа и Фройденталя, их наследие описано и в некоторых местах установлены трафареты с этими названиями. Однако, здания пока не реабилитированы.

Фасад чердака в немецком доме. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзаибя

Тем не менее, периодически в Сартичала гостят немецкие туристы, а разбирающиеся в теме местности рассказывают им историю поселения швабов.

Один из них Роин Берадзе, работающий в Историческом музее Сартичала. Несколько лет назад он открыл в музее немецкий уголок. Берадзе говорит, что пытается оытскать вещи, принадлежащее швабам, а в дальнейшем желает расширить немецкий уголок и перенести его в один из немецких домов деревни.

Роин Беридзе в Историческом музее Сартичала. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

Кроме музея Беридзе показывает туристам дома немцев и характерные для них большие и глубокие подвалы.

«Несколько раз Роин приводил туристов. Однажды он завел их в подвал, а те гладили стены, мол, это дом наших предков», — рассказывает Изо Патурашвили, которая 30 лет проживает в одном из немецких домов.

Подвал в доме Изо Патурашвили. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

Патурашвили и её соседка Нино Блиадзе считают, что было бы хорошо, если бы домам провели реабилитацию.

А что нужно сделать для сохранения немецкого наследия в Сартичала? Нестан Татарашвили считает, что этот процесс окажется сложным, поскольку многих домов уже нет. Однако, она отмечает, что есть повод для надежды. Например, еще сохранились первичные стены церкви.

Нино Блиадзе во дворе своего дома. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия.

По мнению Татарашвили, реабилитация домов и церкви увеличит интерес к деревне и поток туристов.

Согласно заявлению официального поверенного края Квемо Картли, в феврале на встрече с послом Германии обсуждался вопрос возвращения селу имени Мариенфельд и реабилитации инфраструктуры в первозданном виде.

Забор одного из домов. Фото: Netgazeti/Михеил Гвадзабия

Netgazeti попыталось разобраться, конкретно каковы планы администрации государственного поверенного. В ведомстве воздержались от обсуждения деталей и заявили, что на данном этапе «идет рассмотрение», подчеркнув при этом, что администрация заинтересована этим вопросом и планируется «предпринять действенные шаги» для сохранения и популяризации исторического наследия.

Такое желание есть и у самих жителей села. Роин Берадзе отмечает необходимость участия в процессе грузинской и немецкой стороны и подчеркивает, что Сартичала, первое поселение немцев в Южном Кавказе, заслуживает быть «красивым туристическим уголком»:

«Этому культурному наследию скоро исполнится два века. Это немало. Наше поколение уйдет, придет новое и все будут знать [об этом]».

Правила перепечатки


Также: