После российского полномасштабного вторжения в Украину, Грузия стала одной из стран, куда приехали украинские беженцы. Часть из них постепенно покинула Грузию, но есть и такие семьи, которые продолжают жить в Грузии. Их малолетние дети и вовсе, фактически, начинают свою жизнь именно здесь. Одна из них – Кэти Рамишвили, которой во время начала войны было три года.
«В Тбилиси мне всё нравится. Особенно – каток», – рассказывает Кэти из Украины. Она с семьей приехала летом 2023 года.
Мама Кэти – украинка, а папа – грузин. Родную Хмельницкую область семья покинула через полтора года после начала войны.
Приехав в Грузию, Кэти грузинский не знала, но сейчас изучает язык в детском саду. Теперь она может свободно рассказать на грузинском о себе – сколько ей лет, чем она занимается в садике.
— «Встаю рано утром и готовлюсь к садику. Там у меня есть подруга Мия, мы вместе играем. Хожу на разные уроки, учу украинский, грузинский и английский языки», – рассказывает Кэти.
Учреждение, в котором Кэти проводит свой день, находится в Тбилиси. Предназначенное специально для украинских детей «Happy Space» (Счастливое пространство) было создано в рамках проекта «World Vision». Его также посещает мама Кэти, 31-летняя Анжела Гедзюк.
— «Учим тут грузинский и английский. Много нам говорят о том, чему учатся наши дети, как мы им должны помочь. Для нас самих проводят множество мастер-классов, встреч психологической поддержки и много других интересных мероприятий», – рассказывает Анжела Гедзюк.
Кэти Рамишвили и Анжела Гедзюк
— «Первые два месяца были сложными, они ничего не понимали, но потом начали ходить в садик, немного подтянули знание языка и всё стало легче. С другой же стороны, им всё нравилось с самого начала», – вспоминает она.
Решение увезти детей из Украины Анжела приняла по соображениям безопасности. На фоне частых звуков сирены воздушной тревоги детей постоянно заводили в подвал, что отражалось на их психологическом состоянии.
— «После этого и решили уехать в Грузию. Решение, конечно, сложное, но принятое ради спокойствия и безопасности детей. В Грузии у нас есть родня и было куда приезжать, вследствие чего было спокойнее – одни бы мы не были. Мой муж – грузин. Все члены его семьи, до единого, люди теплые и дружелюбные. Некоторые говорят по-русски, некоторые по-грузински, пытаемся донести друг до друга сказанное. В целом, в Грузии люди очень дружелюбные. Нам здесь очень нравится», – отмечает Гедзюк.
В дальнейшем с семьей планирует остаться в Грузии.
«Будем жить в Тбилиси. Ребёнок пойдет в школу, но в украинский сектор – из-за недостаточного знания грузинского, основательно я ей помогать не смогу. Она хорошо умеет читать по-украински, собираемся привести её в украинский сектор. Хотим, чтобы она хорошо овладела грузинским. В старших классах, может быть, пойдет в грузинскую школу», – делится Анжела взглядом на будущее.
Программы поддержки украинских беженцев
Светлана Вишневская, координатор «Happy Space», рассказывает, что проект «World Vision», осуществляемый «World Vision International» и «Aktion Deutschland Hilft» (ADH), нацелен на поддержку проживающих в Грузии украинцев. Она говорит о двух направлениях – психологическом и социальном, а также неформальном образовании.
— «Наша организация в основном работает с детьми – главными бенефициарами. Но благосостояние детей напрямую зависит от благосостояния старших [родителей], поэтому одними детьми мы не ограничиваемся и работает со всеми возрастными категориями. От нуля до 103 лет, как мы тут шутим», – отмечает Вишневская.
По её словам, на данный момент в «Happy Space» учатся около 40 детей в возрасте 5-7 лет. Учёба включает в себя разные активности, например музыкальную терапию, вспомогательные курсы по школьным предметам, курсы английского. Есть и мастер-классы для детей, на которых, однако, часто присутствуют и родители.
— «Гордость нашего центра – пожилые, те, кому за 60. Есть и клуб «Happy Space Talks», созданный украинцами для украинцев, где делятся полезной информацией. Также проводятся разные молодёжные встречи», – рассказывает Вишневская и добавляет, что социально-культурные активности пространства способствуют интеграции украинцев в Грузии.
Беженцы в Грузии в основном с Юго-востока Украины – регионов, больше всех пострадавших от войны. Соответственно, как говорит координатор «Happy Space», у детей есть некоторые сложности и вызовы, которые следует преодолеть.
— «У нас в центре работают профессиональные психологи и психотерапевты. Доступны разные активности, такие как например, мифодрама. Время от времени организуем группы, которые помогают преодолевать стресс, управлять эмоциями и в целом улучшают состояние детей. Сегодня нам известно, что центр будет работать хотя бы до конца года, а активности могут продолжиться и после этого», – заявила Вишневская.
Офицер «World Vision» по информации и общению с сообществом, Георгий Иналишвили отмечает, что с самого начала полномасштабной войны организация помогает украинским беженцам в Грузии и осуществляет несколько направленных программ.
— «Работаем почти со всеми возрастными категориями. Особенно выделил бы работу с детьми 5-6 лет. Для них тут создано среда для неформального обучения. Они учат грузинский и английский, также занимаются украинским, чтобы сохранить связь с родиной и родной средой. Работа с ними для нас очень важна. Это помогает им адаптироваться, привыкнуть к грузинской реальности», – объясняет Иналишвили.
По его же словам, помимо детей и родителей программа есть и для подростков. Для них устраивают кинопоказы – смотрят специально отобранные фильмы, а за просмотром следует дискуссия.
«Хочу подчеркнуть, что Happy Space представлен не только в Тбилиси, но и в Батуми, где подобные курсы проводятся для детей, подростков и их родителей. Максимально стараемся, чтобы они адаптировались к грузинской среде, не теряя при этом связи с исторической родиной», – отмечает Иналишвили.