Мнение

Снова в мэры или новый шаг в политической карьере? — Мнение экспертов о планах Каладзе

30 июня, 2021 • 982
Снова в мэры или новый шаг в политической карьере? — Мнение экспертов о планах Каладзе

На фоне приближающихся выборов в органы местного самоуправления, «Грузинская мечта» все чаще называет Каху Каладзе безальтернативным кандидатом в мэры Тбилиси, однако сам бывший футболист пока не озвучивал намерений баллотироваться в мэры.  Станет ли он баллотироваться на второй срок, пока неизвестно.

Удовлетворит ли Каладзе пост мэра, учитывая его ключевую позицию в правящей партии? Это и ответ на другие вопросы зависят от того, каким Каладзе видит свое политическое будущее.

«Он сам является лидером»

В беседе с журналистами 29 июня Каладзе заявил, что о его решении баллотироваться или нет, на пост мэра станет известно на следующей неделе. При этом однопартийцы считают его безальтернативным кандидатом.

«Кандидат в мэры один. Скажу прямо, это Кахи Каладзе. Мы просто ждем его согласия и потом будет представление. Никто [другой] не обсуждался и не будет обсуждаться. Ждем, что Кахи согласится», — сказал журналистам депутат от «Грузинской мечты» Иракли Заркуа.

В эфире Rustavi 2, о кандидате в мэры спросили и у председателя «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе. Он ответил, что позиция команды касательно Каладзе, как к «одному из выдающихся лидеров» ясна, но мэру надо самому решить, хочет ли он бороться за второй срок на этом посту.

«Это в первую очередь зависит от Кахи Каладзе. Может быть случай, когда кто-то хочет остаться на должности, но команда принимает иное решение. Тут все по другому, исходя из особых заслуг Каладзе перед командой, так как он один из выдающихся лидеров команды. Он сам лидер. Он не один из представителей команды, насчет которого другие могут принимать решение», — заявил Кобахидзе.

Ведущий спросил Кобахидзе, означает ли это то, что команде неизвестна позиция Каладзе.

«Может известна, а может и нет. Делая заявление о кандидате заранее даешь оппоненту определенное преимущество. Поэтому кандидата называют не за 6 или 7 месяцев до выборов, а за один», — ответил Кобахидзе.

Каладзе как угроза для «Мечты»?

Цифры указывают на твердую позицию Каладзе среди лидеров мечты. Согласно февральскому исследованию Международного республиканского института (IRI), он занял третье место среди самых популярных публичных фигур после Илии Второго и экс-премьера Гиоргия Гахария.

Согласно июньскому исследованию Edison Research, результаты которого обнародовал телеканал Formula, Гиорги Гахария, уже отрекшийся от «Мечты» остается самым популярным политиком, а среди правящей партии самый популярный — Каладзе, к которому были положительно настроены 50% опрошенных. У действующего премьер-министра Ираклия Гарибашвили и бывшего председателя «Мечты» Бидзины Иванишвили рейтинг — 38%.

«Каладзе один из редчайших политиков «Мечты», которые открыто зафиксировали независимое мнение. Вспоминается эпизод, когда его спросили, уйдет ли он в отставку, если об этом попросит Иванишвили. Он ответил, что нет, мол, почему я должен уйти. Мог ответить более дипломатично, а ответил так.

Сложно делать какие-то выводы на основе публичной информации, но видно, что по сравнению с другими — Кобахидзе, Талаквадзе и т.д., он сравнительно независимая фигура», — сказал Netgazeti политолог Гиорги Цхадая.

Может ли Каладзе желать большего, чем пост мэра?

Цхадая затрудняется ответить на этот вопрос. По словам политолога, в публичном поле «не высвечиваются растущие амбиции Каладзе», но учитывая его популярность, не исключено, что сегодняшний мэр может рассчитывать на большее:

«Тот факт, что его рейтинг растет, а он сам на каком-то уровне независимая фигура, является угрозой для «Мечты», потому что как показали последние годы, фигура, становящаяся более независимой, становится и более амбициозной. С Каладзе такое может случиться, а может и нет».

О Каладзе, как о потенциальной угрозе правящей партии рассуждает политолог Гия Хухашвили.

По его словам, причиной этому является система правления самой партии, которая не приемлет «политических авторитетов в своих рядах». Хухашвили считает, что для Каладзе будет не выгодно бороться за кресло мэра вместе с правящей партией.

«Он в политике, будет неудивительно, если захочет больше, это дело обычное — в политике ты для того, чтобы идти вперед. Но насколько критической является такая задача мы убедительно рассуждать не можем.

Я бы посоветовал Каладзе дистанцироваться от «Грузинской мечты». Он фактически последний человек, который с точки зрения этой порочной правящей системы представляет угрозу  абсолютному контролю властей. Он следующая цель и через какое-то время эта система обязательно его поглотит», — сказал Хухашвили.

«Еще четыре года означают застой»

На вопрос об амбициях Каладзе Гия Хухашвили ответил, что большей легитимацией, чем у мэра Тбилиси, может похвастаться лишь премьер-министр. Политолог не ожидает, что Бидзина Иванишвили даст согласие на то, что бы Каладзе занял пост премьера, но при этом считает, что участие в выборах мэра в этом году, для Каладзе будет стратегически не верным шагом.

«Еще четыре года означают застой, что у него нет потенциала. Сейчас момент, когда можно проявить больше амбициозности, продвинуться вперед. Если он останется кандидатом в мэры, получается, что мэр и это и есть его максимум. Может это его, удовлетворяет. Не от всех можно требовать идти до конца».

Под «продвинуться вперед» Хухашвили подразумевает некий торг за выдвижение кандидатуры.

Например, Каладзе может потребовать определенные «гарантии, иммунитет» или материальные ресурсы, а правящая партия не сможет отказать, поскольку «в случае любой другой кандидатуры перед «Мечтой» стоит возможное поражение на выборах».

По мнению политолога, самым правильным решением для Каладзе  будет деятельность независимая от правящей партии, это может выражаться и в присоединении к команде экс-премьера Гахария.

«Я бы посоветовал ему вовремя отречься. Если хочет остаться в политике, очень интересно выглядел бы тандем Каладзе-Гахария. Это усилит их обоих и даст определенный иммунитет в политических процессах. К тому же, именно этот тандем может стать последним гвоздем в крышке политического гроба «Мечты» — там не останется никого имеющего собственный политический вес», — заключил Хухашвили.

Гиорги Цхадая в свою очередь считает, что следующие шаги Каладзе зависят от того, что он желает: более или менее независимое положение в партии или стать политической фигурой.

«Если его цель более или менее дистанцироваться от «Мечты», не становиться более политизированным и сохранить определенный уровень независимости, то пост мэра для него самый подходящий.

Если же он хочет больше принимать участие в политике… На должности премьер-министра или чем-то подобном. В таком случае он потеряет независимость. Будучи мэром ты можешь сконцентрироваться на конкретных задачах, а премьерам приходится чаще исполнять прямые указания».

Эксперты считают, что каковы бы не были желания Каладзе, после решения, направленного против воли «Мечты», ему будет довольно трудно.

Как выразился Цхадая, не исключено, что «Мечта» при надобности может вспомнить мэру его прошлое. Хухашвили говорит, что правящая партия может начать кампанию по дискредитации политиков, которых когда-то восхваляла сразу после того, как те отклонятся от линии партии.

Правила перепечатки


Также: