Люди

Как корабль с грузинскими сокровищами покинул порт Батуми

27 ноября, 2021 • 2254
Как корабль с грузинскими сокровищами покинул порт Батуми

На дворе 11 марта 1921. В порту Батуми стоит французский военный крейсер «Эрнст Ренан». Корабль грузили тайно. В 236 тяжелых ящиках, 12 мешках и в большой корзине грузинское сокровища, собранные за одну ночь. Корабль направляется в Константинополь — там ящики должны перенести на корабль «Биэн Хоа» и на нем продолжить путь до Марселя.

Так грузинское сокровища спасали от советской власти.

Военный крейсер «Эрнст Ренан» на почтовой марке. Источник: Грузинско-французская академия Жана Шардена.

Крейсер плыл до места назначения три дня. В Константинополе решили переложить мешки в ящики и в таком виде погрузить все ценности на «Биэн Хоа».

«Биен Хоа» — старенький военный корабль, везет раненых и останки погибших из портов Египта, других частей Африки и Малой Азии.

Эквтиме Такаишвили обеспокоен — надежды на корабль шаткие. Что уж говорить, если даже капитан считает, что корабль в любой момент может выйти из строя. Однако, другого выбора нет — сложно найти корабль, капитан которого возьмется за рискованное дело —  перевоз тайного груза.

Вывоз сокровищ из Грузии, история их возвращения и хранения во Франции детально описана Такаишвили в своих воспоминаниях.

За две недели до описанных событий, вечером 21 февраля 1921 года, председатель первой республики Ноэ Жордания сказал члену Учредительного собрания Эквтиме Такаишвили о необходимости незамедлительно покинуть Тбилиси.

На второй день запланировано эвакуировать казну в Кутаиси. Жордания считает, что эвакуировать должны и самые дорогие экспонаты хранящиеся в музеях. Эквтиме сообщает об этом заведующим музеев. Всю ночь в разных уголках страны собирают сокровища. Эквтиме приехал к всем на грузовой машине, провел учёт и взял курс на Кутаиси.

Все члены Учредительного собрания собираются в Кутаиси. По просьбе министра финансов Константина Канделаки, Такаишвили несколько дней занимается складированием и описью музейных экспонатов монастыря Гелати. Тем временем Красная армия приближалась к Кутаиси — возникла необходимость перевезти сокровища в Кутаиси.

Учредительное собрание

Есть надежда, что везти сокровища заграницу не придется, но нужно быть готовыми ко всему.

Учредительное собрание назначает смотрящим за сокровищами Эквтиме Такаишвили, правительство — замглаву Минфина Иосеба Элигулашвили.

Иосеб Элигулашвили. Источник: Грузинско-французская академия Жана Шардена.

В Кутаиси накоплено много ценных для страны вещей — имущество казенное, музейное и церковное.

Кутаисская казна получила музейные экспонаты в упакованном виде, а церковное имущество, по просьбе министра финансов, Такаишвили перебирали в присутствии представителей казначейства и церкви.

Музейное имущество складывают в ящики, другое — сдают представителю церкви митрополиту Назару под подпись о получении.

Эквтиме Такаишвили

Канделаки, Элигулашвили и Такаишвили и заведующий тбилисской казной Бека проводят всю ночь пересчитывая вещи: специальный поезд должен отбыть из Кутаиси поздно ночью. Беки и Элигулашвили находятся на станции и складируют прибывшие ящики. Тайная операция продолжается до рассвета. В суматохе теряется один ящик, начинается поиск. Работники казны показывают Такаишвили и Канделаки отчет о том, что в прошлый раз якобы отправили на один ящик больше, что и стало причиной недопонимания.

Время идёт, нужно торопиться. Канделаки просит Такаишвили своевременно приехать на станцию. Эквтиме идёт домой — там его встречает готовая к поездке супруга.

Все ящики уже на станции, их складируют их в вагон. Однако, одного ящика нет. Элигулашвили и Беки говорят, что её не получали его.

Потерялся ящик с самыми ценными церковными вещами. Священнослужители настоятельно просили его оставить.

Поезд в режиме ожидания. На поиск потерявшегося ящика уходит пол часа, солнце уже взошло, а поезд еще не тронулся. Эквтиме Такаишвили потрясен, он не намерен уезжать до тех пор, пока ящик не будет найден.

Разбудив Канделаки, Такаишвили говорит, что не сможет поехать без этого ящика. Тот убеждает, что ехать необходимо, ибо можно потерять все. Канделаки обещает Эквтиме отыскать ящик и доставить его к остальным сокровищам.

Константин Канделаки

Другого пути нет — Такаишвили возвращается на станцию. Поезд двинулся к Батуми, сокровище охраняют шесть человек. 3-го марта поезд был уже в Батуми.

5 марта ящики перевозят на крейсер вместе с другими ценностями, привезенными из Боржоми.

Радости Эквтиме Такаишвили нет предела — обнаружился потерянный ящик с самыми ценными вещами.

«Эрнст Ренан», полный грузинских национальных сокровищ, покидает батумский порт 11 марта 1921 года, но без Такаишвили и Элигулашвили — на военный корабль гражданских не пустили. Те сели в маленький корабль и добрались до Константинополя.

Военный корабль Биэн Хоа

Далее все погружают на борт «Биэн Хоа» — корабль добирался до места назначения почти месяц. 10 апреля 249 ящиков уже во Франции. До Лазурного берега не добрался ящик №102.

«Мы без всякого сомнения имеем дело со злодеянием, совершенным в Кутаиси. Непонятно кто это злодеяние совершил: работники казначейства, которые давали ящики милиционерам для доставки или милиционеры, которые их доставляли на станцию?», — пишет по этому поводу Такаишвили в своих воспоминаниях.

Разобранные по ящикам многовековые сокровища покинут Грузию на 24 года. До 11 апреля 1945 года, когда 82-летний Эквтиме Такаишвили прибыл в аэропорт Тбилиси на самолете, груженном грузинскими сокровищами.


Статья подготовлена на основе воспоминаний Такаишвили и других эмигрантов.

Фото и марки, использованные в материале, принадлежат Грузинско-французской академии Жана Шардена.

Правила перепечатки


Также: