Люди

Забытые царицы Грузии

30 ноября, 2021 • 1142
Забытые царицы Грузии

Летописцы, рассказывая о грузинских царицах, часто ограничиваются сводками об их замужестве, количестве рожденных детей и датами рождения и смерти.

Информацию о вкладе, который внесли царицы Грузии в развитие страны, можно обнаружить в разрозненных источниках, чаще всего ее содержание отрывочно. Для того, чтобы иметь полное представление о жизни цариц, необходимо эти источники собрать воедино и восстановить.

Магистр исторических наук Майя Масурашвили считает, что историки практически не изучали деятельность цариц, так как в фокус летописцев попадали в основном воинствующие цари. Царицы же оставались в тени, даже те, которые вели общественно важную деятельность.

Масурашвили отмечает, что связанные с царицами вопросы остаются неисследованными и сейчас она ведет исследование, в рамках которого намерена изучить жизнь цариц и связанные с ними исторические события.

Одна из таких — Марта-Мариам Аланели (Аланская). О ней в грузинской историографии очень мало сводок. Потомок династии Багратионов, она дважды становилась царицей Византии. Более того — она играла самую главную роль в заговорах против императоров.

Император Михеил VII и царица Мариам

Марта — девичье имя Мариам Багратиони, попала в Византию в довольно раннем возрасте. В 1056 году царица Теодора решила удочерить её и попросила Баграта IV — её отца — оставить маленькую девочку в Византии. Мариам была заложницей империи, но царица полюбила её как родную дочь.

Впервые она вышла замуж за Михаила VII Дука. Став царицей, активно начала вмешиваться в политическую жизнь страны. Установив контроль практичеки над всем бюджетом империи, она фактически контролировала и все остальные сферы.

Царица Теодора

Вскоре после свадьбы прояснилось, что император Михеил оказался довольно слабым правителем. Он не был похож на отца, который вернул находящейся в упадке империи былое величие.

Мариам считала, Михеила недостойным трона императора и поэтому решила принять участие в его свержении в 1078 году.

Михеила заставили принять монашество, его преемником стал Никифор III Вотаниат [византийский император, правивший в 1078—1081 годах]. Ему было известно, что народ скорее всего встретит свершившийся переворот протестом, но благоразумно решил, что его женитьба на Мариам, которая пользовалась большим доверием у населения, успокоит народ.

Царица согласилась выйти за него, но с условием, что тот объявит наследником Константина — сына Мариам от Михеила. Никифор обещаниедал, но не сдержал.

Гнев обманутой царицы

Ровно через три года месть царицы настигла её супруга. Она примкнула к заговорщикам и в 1081 году Никифор был свергнут, его преемником стал Алексей I Комнин. Мариам просит его привлечь своего сына к правлению страной. Алексей женил свою дочь на сына Мариам и вместе с ним руководил страной в 1081-92 годах. Однако, Константина в конечном итоге лишили власти и выдворили из империи. Мариам, всю жизнь боровшаяся за сохранение трона для сына, попыталась устроить заговор против Алексея в 1094 году, но потерпела поражение.

В 1096 году Константин скончался, борьба его матери окончательно потеряла смысл. Она стала монахиней. Все византийские источники дают царице положительные характеристики и подчеркивают проявленную ею храбрость.

После смерти сына Мариам была единственной наследницей рода Дука. Она оставалась богатой и уважаемой персоной. Например, епископ болгарской церкви в своем письме попросил её прощения в связи с тем, что не смог к ней приехать и пообещал, что начатое ими дело обязательно будет продолжено. Это в те времена, когда епископ считался вторым после императора человеком.

Мариам выступала покровительницей церквей и монастырей. По возможности она снижала или вовсе отменяла для них налоги и помогала в образовательной деятельности.

Мариам Аланели и Грузия

Считается, что именно Мариам Аланели вдохновила своего племянника Давида IV Строителя на сдерживание восстания духовенства и проведение Руис-Урбнисского собора, на котором присутствовала и сама. К этому времени Мариам уже имела опыт свержения двух византийских императоров. Известно, что царь Давид очень любил свою тетю, и глубоко переживал из-за её смерти.

В XI-XII веках строительство, выпуск монет и ювелирное дело были хорошо развиты в Византии. Чеканке монет обучали в академии Гелати, которую основал царь Давид. По тогдашним письмам, царица Мариам оказывала помощь грузинским студентам, прибывшим в Византию для учебы. Между государствами даже существовал некий референдум об обмене студентами. Кроме того, бытует мнение, что Мариам приложила руку если не к строительству, то формированию идеологии и академической концепции Гелати.

В грузинской историографии небогатые сведения о жизни царицы встречаются в описании «Жизнь Гиоргия Мтацминдского», а основные данные о ней принадлежат византийским историографам. Больше всех потрудилась Анна Комнина — одна из первых женщин-историков. В её записях описана не только деятельность, но и характер и внешность царицы.

Царица Мариам Дадиани

Супруга Ростом-Хана Мариам Дадиани вошла в грузинскую историю как царица совершенно лишенная власти.

Картлис цховреба («Житие Картлии»), сборник средневековых грузинских летописей сложившийся в XII веке, характеризует её как уважаемую всеми жителями Грузии.

Её усилиями был восстановлен монастырский комплекс Руиси, церковь ворот Тбилиси, Болнисский сион, Светицховели и другие монастыри. Под её руководством был переписано Картлис цховреба [Жизнь Картли].

Однако, ни общественно значимые дела, ни образование, ни богатство, ни авторитет не смогли защитить её от патриархального общества средних веков — она стала жертвой и оружием в руках родственников-мужчин. Трижды, вопреки её воле, Мариам выдавали замуж из-за политических целей.

В 20-ые годы XVII века царем Имерети был Гиорги III (1604-1639), князем Гурии — Мамия Гуриели, а князем Мегрелии — Леван Дадиани (1611-1657). Политическая обстановка была стабильной, но стала напряженной после того, как сын Гиорги III Александре разошелся с дочерью Мамии Гуриели из-за измены. В дальнейшем Гуриели предпочёл политический союз с Леваном Дадиани. Тот в свою очередь хотел независимости от царства Имерети и выдал свою сводную сестру, 16-летнюю Мариам на сына Мамии Гуриели, Свимона.

В 1625 году Свимон убил своего отца, их отношения с Леваном испортились. Леван потребовал от отцеубийцы «вернуть» Мариам, но Свимон ответил отказом. Леван собрал войска и вернул Мариам с её сыном Отия в Мегрелию.

Второй раз Мариам вышла за Ростом-хана. Тем времен, регионы Грузии разделились на два лагеря. На одной стороне были Леван Дадиани и Ростом-хан, против них — царь Имерети Гиорги III, царь Кахетии Теймураз I и князь Абхазии Сетеман Шервашидзе. Ростом-хан и Леван Дадиани укрепили союз браком.

Как пишет летописец Горгиджанидзе, проходило большое заседание по вопросу, кто должен был стать царицей Грузии. Выбрали Мариам Дадиани. Точная дата женитьбы царицы на Ростом-хана неизвестна, но предположительно это произошло в 1633-35 годах.

Марим выходить за Ростома не желала и не собиралась становиться его женой. Согласно заметке Мзия Мгалоблишвили в книге путешествий Жана Шардена, французский путешественник писал, что Леван Дадиани заставил её выйти замуж за Ростома.

Этот брак должен был укрепить не только отношения княжества Мегрелия и царства Картли, но и должен был играть важную роль в дипломатических отношениях между Ираном и Мегрелией. Вскоре Ростом скончался. Мариам пригласили в дворец Хана, но она отказалась. Иранский шах Абас II решил выдать её за Вахтанга V. Левана Дадиани уже не было в живых и судьба царицы перешла во власть иранского шаха.

По сведениям летописца, празднование по случаю свадьбы Мариама и Вахтанга продолжалась 40 дней. Следует отметить, что этот союз не принес счастья ни Вахтангу, ни Мариам. В «Картлис цховреба» говорится, что в то время у Вахтанга уже была жена Родам Бараташвили, но он не смог пойти наперекор воле шаха.

В исследовании «Мариам Дадиани — политический брак в поздней средневековой Грузии» обсуждаются мотивы насильственных браков царицы на фоне современных исторических реалий.

Согласно исследованию, в средние века инициаторами брака или развода были мужчины. О подчинённом состоянии женщин в патриархальном обществе говорится и в сводках иностранных путешественников. В книге Жана Шардена говорится, что многие мужчины жили с несколькими женами. По записям Ламберта, многоженство были разрешено и среди духовенства.

Согласно исследованиям о царице, в XVII веке на фоне тяжелой социально-экономической обстановки продажа детей и женщин в плен была распространившейся «чумой». Мужчины, принимающие решения, часто прибегали к политическим бракам вопреки воле женщин. «Господин» решал, с кем и как должна жить женщина.

Правила перепечатки


Также: