Мнение

«Батумский бульвар надо сохранить любой ценой» — интервью с послом Норвегии

12 декабря, 2021 • 1973
«Батумский бульвар надо сохранить любой ценой» — интервью с послом Норвегии

«На мой взгляд, нам нужно найти гораздо более экологичный образ жизни и строительства, который, вероятно, предполагает не многоэтажные дома, а доступные для всех зеленые зоны», — заявила Хелен Санд Адресен, посол Норвегии в Грузии в интервью Batumelebi.

Мы задали ей вопросы о норвежском опыте сохранения культурного наследия. Она рассказала о проектах посольства, своем видении выхода Грузии из политического кризиса и сотрудничества Тбилиси и Осло в морской сфере.

  • В первую очередь, расскажите о проектах, которые посольство осуществило с дня своего открытия в Грузии.

Мы фокусируемся на верховенстве закона, правах человека и эффективном управлении, а также на таких вопросах, как укрепление экономики, особенно расширение экономических прав и возможностей женщин, и построение инклюзивного общества. У нас есть программы инклюзивного образования с Детским фондом ООН. Мы поддерживаем различные меньшинства — людей с ограниченными возможностями, этнические и сексуальных меньшинства.

Мы стараемся поделиться с Грузией своим опытом. Одно из сходств между нашими странами — это водные ресурсы. У нас обширный опыт их управления, как и в области гидроэнергетики. Мы делимся этим опытом с правительством . Кроме того, мы поддерживаем независимые СМИ, Институт освещения войны и мира и другие региональные инициативы. Чтобы перечислить всё, просто не хватит времени.

  • Какая программа по вашему мнению самая важная?

Мне сложно выделить какой-либо из них, потому что все эти компоненты необходимы для поддержки демократизации и социального развития Грузии. Если все же что-то выделять, это, наверно, укрепление институтов — это основа всех видов устойчивого развития.

Кажется, что работа Совета Европы сводится только к законодательству, но на самом деле все сводится к укреплению институтов для обеспечения перераспределения власти. Также очень важна роль гражданского общества.

  • Какие встречи вы провели в Батуми?

Основной задачей визита в Батуми был поиск возможностей сотрудничества в морской сфере. Мы объединили усилия с Чрезвычайным и полномочным послом Грузии по вопросам Черного моря, так как хотели бы увидеть, как Грузия и Норвегия могут работать вместе как два морских государства. Я вижу потенциал для торгового сотрудничества и совместной борьбы с загрязнением моря — последнее затрагивает весь мир.

  • Обсуждается ли трудоустройство грузинских моряков на норвежских суднах?

Это одна из проблем, над которой мы работаем. У нас были встречи в Агентстве морского транспорта, Батумской морской академии и Учебном центре Поти. Мы изучаем, как Норвегия может признать свидетельство грузинского моряка, которое позволит грузинским морякам работать на судах, плавающих под норвежским флагом. Мы также изучаем возможности для образовательного сотрудничества в морской сфере.

Темой нашего разговора также является то, как мы можем углубить образовательное сотрудничество в рыболовстве и других областях, как укрепить исследовательское сотрудничество между университетами и военно-морскими академиями.

Это поможет создать рабочие места и позволит грузинам воспользоваться норвежским опытом в таких вопросах, как рыболовство, управление морскими ресурсами и т.д.

  • Как вы думаете, как выйти из нынешнего политического кризиса в Грузии?

Довольно сложный вопрос. На мой взгляд, Грузия переживает довольно глубокую поляризацию, причем не только политическую. За два года, которые я здесь провела, я почувствовала, что поляризация охватила все аспекты общества. Это нас беспокоит.

Как это решить? К сожалению, такого «заклинания» у меня нет. Для начала было бы хорошо закончить вести политический диалог прибегая к протестам и оскорблениями. Должна быть возможность сесть и поговорить; Кроме того, каждый, кто занимается политикой, должен быть готов выслушать и пойти на компромисс. Это единственный путь вперед.

  • В марте вы заявили, что правящая партия должна взять на себя больше ответственности. В июле «Грузинская мечта» вышла из соглашения Шарля Мишеля и отказалась от льготного кредита Евросоюза. На что это указывает?

Я всегда считала, что большая часть ответственности лежит на правительстве. Правительство избирается народом, оно подотчетно народу. Оно обязано слушать и сотрудничать.

Конечно, это сложно, если оппозиция не хочет конструктивного участия — танго ведь танцуют вдвоем. Мы были разочарованы, когда «Мечта» вышла из договора.

Хотя Норвегия не является членом Европейского Союза, наша политика в отношении Грузии во многом аналогична политике Европейского Союза. Мы считаем, что это было неправильное решение, потому что для достижения этого соглашения было приложено много усилий и компромиссов. Очень жаль, что правящая партия из него вышла, а также то, что крупнейшая оппозиционная партия не подписала его и сделала это только после того, как «Мечта» вышла из соглашения. В данном случае это политическая игра.

  • В данных условиях, какие ресурсы есть у Грузии для укрепления демократии?

Мы возвращаемся к вопросу об учреждении институтов и поддержке независимого гражданского общества.

С точки зрения Норвегии, мы пытаемся найти организации гражданского общества и независимые средства массовой информации, такие как Batumelebi, чтобы найти способы вовлечения и выслушать людей, а также оказать финансовую поддержку в рамках Программы малых грантов посольства Норвегии. Нередко это также подразумевает словесную поддержку и помощь в деятельности.

  • Нам известно, что выдача льготного кредита ЕС зависела от судебной реформы. Возможен ли демократический прогресс без прогресса в суде?

Честно говоря, не вижу такую возможность. Независимый суд — краеугольный камень для любого доверия, будь то доверие общества, народа или иностранных инвесторов.

Реальная судебная реформа необходима для прогресса.

  • Посольство Норвегии начало проект инклюзивного образования. Что в данном направлении проявилось на данном этапе?

Мы сотрудничаем с Грузией в сфере инклюзивного образования последние десять лет. Мы работаем над интеграцией детей с особыми образовательными потребностями, предоставлением им качественное образования реализации их потенциала. Это сотрудничество началось десять лет назад, потом была небольшая пауза. Сотрудничество возобновилось в прошлом году, когда мы подписали новое соглашение.

Мы хотим помочь Грузии перейти к системе, когда дети с особыми образовательными потребностями учатся в одном учреждении, чтобы больше детей могли учиться рядом с домом и заводить друзей. Наша цель — повысить осведомленность родителей детей с особыми образовательными потребностями и особенно родителей других детей, в том числе о том, что это нормально, если в классе их ребенка есть ребенок с особыми образовательными потребностями.

Проект также направлен на повышение возможностей учителей обучать детей с особыми образовательными потребностями.

  • Сохранились ли ожидания, имеющиеся при начале проекта или же проявились новые вызовы?

Этот проект был инициирован Министерством образования Грузии, в частности, заместителем  министра Екатериной Дгебуадзе. Она сама изучал принципы инклюзивного обучения в Норвегии, поэтому хорошо понимала, каким принципам мы следуем. Она также понимает потребности грузинской системы образования. Мы учли эту просьбу и то, что Норвегия имеет большой опыт в этой области, которым мы можем поделиться.

  • Как нам известно, у вас есть проекты по сотрудничеству в области защиты окружающей среды.

Я могу упомянуть об одном очень важном сотрудничестве с CENN (Кавказская сеть экологических неправительственных организаций) и Министерством окружающей среды по Национальной программе предотвращения загрязнения пластиком. В рамках этого сотрудничества был разработан план, как управлять пластиковым загрязнением в Грузии. Конечно, этот план должен быть реализован на всех уровнях, поскольку загрязнение пластиком душит мир. Годовое производство пластика достигает 300 миллиардов тонн в год. Это общий вес всего человечества. Нам нужно найти способ значительно уменьшить загрязнение; Нам нужны системы сортировки, управления и переработки мусора.

Следует также обратить внимание на проблему загрязнения морской среды. Как мне сказали экологи Батуми, загрязнение черноморским пластиком — большая проблема. Поэтому после разработки этой политики и принятия парламентом нового законодательства мы будем ждать его реализации; Важно, чтобы этот план не остался на бумаге и реализовывался всеми муниципалитетами. Это означает, что существует потребность в сотрудничестве на национальном, региональном, муниципальном, индивидуальном и деловом уровнях. Будем надеяться, что будет реализована политика: «загрязнил = плати».

  • Какие обменные программы студентов действуют между Грузией и Норвегией?

Сотрудничество в области медицины между Тбилисским государственным университетом и Университетом Тромсё продолжается более 20 лет. Норвегия также финансирует один или два семестра обучения для выпускников (в том числе из Грузии) в Риге. В рамках сотрудничества с Министерством экономики существует программа для аспирантов по управлению гидроэнергетикой и водными ресурсами.

  • Почему водными ресурсами?

Обе страны обладают большими водными ресурсами. Очень важно правильно ими управлять. В настоящее время 96% электроэнергии, производимой в Норвегии, вырабатывается гидроэнергетикой. У нас есть опыт, которым можем поделиться. Мы можем объяснить правительству Грузии, как мы управляем этими ресурсами в Норвегии, включая владение водой и землей. Для изучения всего этого существует магистерская программа, по которой мы будем выдавать стипендии грузинским студентам.

  • На фоне критики имеющихся проектов, что должно учитывать правительство, рассматривая проекты ГЭС? Какими должны быть требования населения, чтобы мы правильно освоили водные ресурсы?

Предлагаем правительству Грузии поделиться своим опытом в этой сфере. Опыт научил нас, что отношения с местными жителями — это самый важный первый шаг — ведь большая часть ресурсов принадлежит местным жителям. Поэтому всегда будет выбор: красивый водопад, привлекающий туристов и возможность порыбачить, а с другой стороны, возможность снабжать страну электроэнергией. Следовательно, они должны участвовать в разрешении проблемы и участвовать в обсуждениях.

Если будет принято решение о строительстве электростанции, должна быть система компенсации для местных жителей. Они теряют ресурсы и должны что-то получать взамен. Необходимо обеспечить им компенсацию. Мы усвоили этот урок на собственном опыте.

Второй важный вопрос — это модель собственности ГЭС. По нашему опыту, важно, чтобы государство в определенной степени контролировало ГЭС, потому что мы говорим о ресурсах, имеющих стратегическое значение.

Мы понимаем, что Грузия зависит от импорта электроэнергии из других стран, и спрос на электроэнергию растет. У вас есть возможность производить чистую энергию, что очень важно в условиях изменения климата. Отсутствие сильной зависимости от соседних стран — вопрос национальной безопасности. В борьбе с изменением климата важно развивать источники энергии, не загрязняющие окружающую среду. Все это нужно объяснять людям, чтобы они поняли: может быть, сейчас плохо, но будет выгодно в будущем — как в краткосрочной (получение компенсации), так и в долгосрочной перспективе (тот факт, что будущее поколения сможет дышать кислородом).

  • Хочу спросить вас о Батуми. По вашему мнению, какие ресурсы для развития есть у этого города?

Я в Батуми уже шестой раз. Впервые я приехала около 12 лет назад. Заметила изменения в городе. Лично мне всегда нравились аутентичность и неповторимость города, его культурное наследие.

Я считаю, что здоровая городская среда — краеугольный камень потребностей не только иностранных туристов, но и местных жителей. Считаю бульвар уникальным, его надо сохранить любой ценой.

  • Как защищать культурное наследие, когда правительство говорит, что нужны инвестиции и соответственно, новые здания?

Важно понимать, что для устойчивого развития город должен быть хорошим для местных жителей. Должен быть план городского развития, который не ограничивает количество рабочих мест в строительном секторе и подразумевает конструкции, учитывающие нужды граждан.

На мой взгляд, нам нужно найти гораздо более экологичный образ жизни и строительства, который, вероятно, предполагает не многоэтажные дома, а доступные для всех зеленые зоны. При этом важно, чтобы застройка не только затрагивала береговую линию, но и в равной степени охватывала территории за пределами береговой линии.

  • Из окна нашего офиса можно увидеть незаконное строительство в бульваре. Можете ли вы поделиться опытом сохранения зеленых зон и культурного наследия?

Нам необходимо вовлекать людей, повышать осведомленность и понимать, что мир меняется, и мы, люди, наносим Земле слишком большой ущерб. Пора пересмотреть обустройство городского пространства.

Также важно вовлечение людей. Однако оно достигается только тогда, когда люди понимают важность проблемы. Правительству необходимо прислушиваться к голосу людей и действовать ответственно в соответствии с глобальными обязательствами.

Правила перепечатки


Также: