Мнение

Грузинский эксперт: «Есть риск, что мы потеряем друзей, а враг-то останется»

3 марта, 2022 • 1283
Грузинский эксперт: «Есть риск, что мы потеряем друзей, а враг-то останется»

«Всех предателей и желающих втянуть Грузию в войну ждем на Руставели». Такой текст  накануне этот текст начали организованно распространять в соцсетях. Касается данное сообщение тех, кто открыто поддерживает Украину и просит правительство усилить поддержку Украины. Какие меры должны быть предприняты для безопасности Грузии и о чем говорят подобные сообщения? Об этих и других темах Batumelebi беседовало с Леваном Цуцкиридзе, директором Центра многопартийной демократии Восточной Европы (EECMD).

  • «Все предатели и желающие втянуть Грузию в войну» — это посыл из мессидж-бокса правительства Грузии?

Это продолжение политики под названием «прячем голову в песок». Она повлечет за собой большее противостояние в обществе. Ни один из тех, кто идет на проспект Руставели (место массовых митингов), не желает войны. Нам хватает ума для того, чтобы не требовать ничего такого, что может повлечь войну.

Пропагандисты пытаются расколоть общество и как-то оправдать свое позорное поведение. Это примитивная информационная стратегия. Не думаю, что в Грузии много таких, кто думает, что если мы отправим врача в Украину, начнется война. Или же думает, что мы сможем избежать противостояния с Россией, если не будем отправлять врача.

Конфликты и войны начинаются не так. Войны начинаются с политических целей врага. Государства не начинают войн по причине плохих слов и высказываний.

  • Граждане на акции протеста считают, что молчанием мир не сохранить. Как это объяснить тем, кто думает, что поддержка мира вызовет раздражение России?

Государство в безопасности, если оно сильное. Сила идет изнутри, будь то гражданское единство, мощь политических институтов, экономика, оборона и так далее. Второе — внешние факторы, например альянсы, в которых мы можем участвовать.

Если мы будем сильными, у нас будет много сильных друзей. Демонстрация нашей солидарности является попыткой оказать воздействие на политику, чтобы парламент и правительство что-то сделали. Как мы видим, это действует. По другому начала говорить, например, президент. В этом заслуга общественного мнения.

То, что даст нам возможность обрести хороших и сильных друзей и не позволит их потерять, поспособствует защите Грузии. Я в последнее время часто прибегаю к такой аналогии: международная политика это дикий лес, в котором все ведут борьбу за выживание. Выживет тот, кто не одинок и не слаб.

А что происходит сейчас? Из-за действий нашего правительства есть риск, что мы потеряем друзей, а враг-то останется. Россия не изменит своих замыслов, поэтому важна общественная мобилизация. Люди, которым не нравятся многие политические лидеры, должны знать, что это не только их вопрос. Мне многие из них тоже не нравятся, часто их критикую, но иду на Руставели, ибо верю, во что говорю.

Сегодняшние события, вне партий и то, что на вчерашней встрече мы критиковали представителей политических партий, не значит, что я не должен выразить солидарность с Украиной.

Даже больше, я удивлен, почему сторонники и члены «Грузинской мечты» не идут на акцию, почему не выступают. Это не такая провокация, из-за которой Россия введет в Тбилиси войска. Глупо, если кто-то так думает.

  • Считаете ли вы, что присоединение государственно сектора к заявлению премьера и правящей партии является проблемой?

Конечно. Я знаю многих, которые высказывают недовольство премьером, правительством и парламентском большинством в частных беседах. Знаю, что есть большое недовольство в дипломатическом корпусе. Сейчас для них момент истины, ибо что еще должно случиться, чтобы они сказали — это плохо для страны, я это не поддерживаю.

Патриоты и профессионалы все еще работают во всех местах. Думаю, что многие из них ошибаются, думая, что останутся и поменяют систему изнутри. Мы знаем, куда катится эта система. Сейчас настал момент для людей с амбицией, что они олицетворяют более здоровую часть этой власти и желают демократической Грузии с членством в евроатлантических организациях и нежелающих, чтобы мы были колонией России.

На повестке дня вопрос национальной безопасности и национального спасения. Речь идет о том, будет ли Грузия свободной страной. Что можно требовать от госслужащего и политика, который не будет искренне и правильно говорить по этому вопросу.

  • Глава МИД Давид Залкалиани заявил, что мы слабое государство, что Россия может за несколько минут поставить Грузию с ног на голову. Что этим хотел сказать министр?

Две вещи. Первое — за десять лет не было сделано ничего, чтобы усилить страну. Второе — бездействие было умышленным. Эти заявления очень напоминают «Партию регионов» Януковича. Когда они ушли из власти, оказалось, что у украинской армии не было денег, не было даже автомата.

Нужно знать, что в общественных группах все же есть страх — здоровый инстинкт. Когда мы боимся, поступаем осторожно. Я тоже боюсь войны, российского нападения. Но я верю, что мы не должны слабеть, теряя друзей, а усиливаться изнутри и заводить новых союзников.

Сейчас не время называть людей предателями и разжигателями войны. Нет времени думать о смене правительства. Сейчас настало время изменить политику и сделать конкретные шаги.

  • Оппозиция и определенная часть общественности считает, что в условиях правительства Гарибашвили политика не поменяется. Что вы думаете по этому поводу?

Я говорю, что это не может быть единственной задачи. Важно, чтобы мы достигли изменения политики, а не добивались ужесточения позиций.

Для изменения политики необходимо общественное мнение. Выражение данного мнения возможно через уличные демонстрации и общение с международными партнерами.

Нужны новые политические инициативы, которым любому правительству будет политически сложно отказать.

Я считаю необходимым уличные демонстрации и сам присоединяюсь к этому протесту, но этого недостаточно. Нам также нужен более эффективный общественный и политический активизм.

  • Если правительство останется на своем, что может сделать общественность?

В изменении политики я вижу роль всех — оппозиции, гражданского сектора, политиков внутри и за пределами парламента. Также госслужащих, ибо это общегражданский вопрос.

Политика очень важна для того, чтобы оставлять её только оппозиции и правительству. СМИ не должны способствовать поляризации и расколу, пропагандистской риторике. Мы должны ставить вопросы, по которым едины.

Большинство населения поддерживает вступление Грузии в НАТО и Евросоюз. Эти люди есть везде. Нужно попытаться объединится вокруг этой позиции и говорить друг с другом.

Такая конфронтационная политика не является политикой ответственного правительства.

Мы живем в открытом мире и у правительства нет монополии на коммуникацию. Поэтому довольно большая роль у гражданского сектора, СМИ и у всех, кто может в какой-то форме оказать содействие процессам, которые можно использовать в целях мирной политической борьбы.

Некоторые инструменты на улице, некоторые в парламенте, некоторые в неформальных встречах, некоторые в декларациях. Так и достигается смена политики.

Правила перепечатки


Также: