Мощное войско с правильным вооружением и правильной мотивацией может остановить Путина. Украинская армия может это остановить, — считает Билл Браудер, соавтор и финансист всемирно известного «Списка Магнитского».
Браудер уже много лет борется с правительством Путина и хорошо с ним знаком. По его мнению, единственная цель Путина — сохранить власть и спасти себя. Предлагаем интервью с Биллом Браудером, которое записала журналист «Голоса Америки» Мариам Угрехелидзе.
Недавно вы сказали, что замороженные на Западе 350 миллиардов долларов из российского Центробанка должны быть направлены на восстановление Украины. Как вы себе это представляете, какой механизм можно использовать, чтобы воплотить это в жизнь?
Есть один очень большой барьер, который препятствует использованию этих денег, это понятие «суверенного иммунитета». Россия бомбит Украину, уничтожает украинское имущество, убивает людей и прикрывается идеей, что ее деньги должны быть защищены международным правом и суверенным иммунитетом.
Совершенно ясно, что нужно делать: мы должны сказать, что если Россия создает международной криминал, то и Запад должен менять международное право. Я имею в виду, что они должны изменить закон о суверенной неприкосновенности и сказать, что суверенная неприкосновенность не является абсолютным понятием. Что он применяется в большинстве случаев, но когда страна безосновательно нарушает суверенитет другой страны, уничтожает имущество этой страны, то суверенный [иммунитет] на нее уже не распространяется. Таким образом, на восстановление Украины можно будет направить 350 миллиардов долларов.
В одном из интервью вы сказали, что Запад должен лишить Путина денег и сделать это всеми возможными способами. Как вы думаете, удалось ли это Западу? Что еще может сделать демократическая часть мира, чтобы наложить санкции на Россию?
Я думаю, что все знают, но не говорят о том, что Запад продолжает тратить деньги и покупать российский газ и нефть. Россия продолжает продавать огромное количество нефтепродуктов и зарабатывает на этом большие деньги. Пока это не будет сокращено или остановлено, у Путина все еще будут деньги, чтобы убивать украинцев.
Это правда, что мы наложили санкции на резервы Центрального банка [России], на олигархов, мы остановили продажу технологий в Россию, но все равно туда текут большие деньги из-за покупки нефти.
Кроме того, есть много стран, которые не присоединились к этим санкциям: Китай, Индия, ЮАР, Индонезия, Бразилия… эти страны должны сами почувствовать боль, на них должны быть наложены вторичные санкции, если они продолжат игнорировать западные санкции и помогать России в уходе от санкций.
Раз вы упомянули олигархов, как вы думаете, есть ли шанс, что российские олигархи перестанут поддерживать Путина?
Олигархи перестали поддерживать Путина после 24 февраля, но только в своем воображении. Олигархи такие трусы, такие маленькие люди, что Путину [о войне] слова не скажут. Они его тоже боятся и никогда не станут ему противостоять. Поэтому я не думаю, что нам следует ожидать, что олигархи когда-нибудь решат эту ужасную проблему с Путиным.
Вы недавно сказали, что убийства миллиардеров в России говорят о том, что олигархи просят денег. Можете ли вы рассказать нам больше о том, что вы имеете в виду?
В России количество денег, доступных россиянам, значительно уменьшилось после введения санкций. В то же время многие россияне во власти недовольны, так как привыкли к определенному образу жизни, а теперь этого образа жизни нет. В России деньги важнее человеческой жизни.
Уже много лет мы наблюдаем, как [в России] люди убивают друг друга из-за денег. Так что мне ясно: эти подозрительные смерти — не просто смерти, а убийства. И они не имеют никакого отношения к политике, это результат борьбы между людьми за деньги.
Вы провели последние годы своей жизни, в борьбе против Владимира Путина. Вы хорошо его знаете. Мне интересно, что вы думаете о его планах войны в Украине. Понятно, что после 24 февраля первоначальная цель изменилась, как вы думаете, чего он хочет сейчас и каков следующий шаг для достижения желаемого?
Владимир Путин начал эту войну, чтобы укрепить свою власть. Хорошая война всегда помогает диктатору. Однако он неправильно рассчитал разницу в силе между своими военными и украинскими.
Теперь он загнан в угол, он действительно не может отступить, не может вывести свою армию или вести переговоры. Так что он и дальше будет направлять людей, оружие и отчаяние в Украину в надежде, что в какой-то момент ситуация повернется в его пользу.
Каковы ваши ожидания от 2023 года, как будет развиваться эта война?
К сожалению, ничего хорошего. Я не думаю, что у украинцев достаточно оружия. Они [украинцы] побеждают, но недостаточно убедительно. Я также не думаю, что русские сдадутся. Путин продолжит вербовать молодежь. Он продолжит покупать оружие в Иране, Северной Корее и у всех, кто продает оружие.
Я думаю, это будет страшная трясина, которая убьет многих украинцев и русских.
А как же западная помощь Украине? Америка, НАТО поставляет больше оружия Украине, разве этого недостаточно?
Нет, этого недостаточно. Мы должны поставить больше оружия, больше, более смертоносное оружие в Украину. После февраля все [относительно поставок оружия] всегда было немного меньше и немного позже, чем нужно.
Вы однажды упомянули, что Путина не волнует ни собственная страна, ни расширение НАТО, ни восстановление Советского Союза. Тогда что его волнует, чего он хочет?
Его заботит только одно: остаться у власти, потому что, если он потеряет власть, то сядет в тюрьму, потеряет деньги и умрет. Так что он мелкий преступник, отчаянно пытающийся выжить. Он пожертвует для этого абсолютно всем.
Президентство Путина началось, так сказать, с череды войн. Сначала была война в Чечне, потом в Грузии, потом он дважды вторгался в Украину, в 2014 году и во время нынешней войны. Что его остановит?
Единственное, что его остановит, это мощная армия с правильным оружием и правильной мотивацией. Украинцы могут его остановить, если у них достаточно для этого оружия. Теперь у них достаточно оружия, чтобы не проиграть, но им нужно больше, чтобы победить.
Если украинцы продолжат сражаться по своей нынешней траектории и получат более мощное оружие, то они смогут отбросить русских в плане военных возможностей на 30 лет назад.