Мнение

Азербайджанские феминистки против милитаризма

15 ноября, 2022 • 2676
Азербайджанские феминистки против милитаризма

Автор Ника Мусави

Leftism, Feminism, Antimilitarism, или Как война в Карабахе заставила азербайджанских левых феминисток сделать первый шаг из тени

Левый феминизм в Азербайджане – явление даже не маргинальное, а до недавних пор вообще не существовавшее. По крайней мере, в более-менее организованной форме. Само по себе феминистское движение в стране в последние годы набирает обороты, но никакой идеологической окраски оно не имеет (хотя некоторые склонны отнести его к либеральному феминизму). Первой феминистской группой, открыто заявившей о своей идеологии и позиционирующая себя именно как левые, стал Feminist Peace Collective, созданный в 2020 году на фоне второй карабахской войны.

На данный момент коллектив – это, скорее, трио. Три девушки: Лала Дарчинова, Саадат Абдуллазаде и Севиндж Самедзаде.

В лицах

Лала – юрист, переживающая «кризис идентичности» и пытающаяся перейти от юриспруденции к политической и социальной философии.

«Стать феминисткой не так уж сложно, если ты родилась в женском теле в Азербайджане. Думаю, каждая женщина здесь хотя бы раз подвергалась сексуальным домогательствам или насилию (физическому или психологическому). Поэтому феминизм становится естественной философией жизни и средством сопротивления».

Сейчас Лала живет в Баку и мечтает увидеть в Азербайджане сильный политический феминизм с прочными связями с региональными сестринствами.

Саадат недавно окончила магистратуру в Великобритании, где и находится на данный момент, решая насущные житейские вопросы и стараясь при этом оказывать влияние на азербайджанское общество.

«Мне сложно идентифицировать себя в профессиональном плане, потому что по первому образованию я социальный работник, потом захотела степень магистра по гендерным исследованиям, а в итоге получила стипендию на изучение прав человека и культурного разнообразия. Но последние семь лет своей жизни я, в основном, занималась гендерными вопросами».

У Саадат трехлетний сын, и она любит исследовать мир вместе с ним, собирать листья и желуди, читать книги.

Севиндж выросла в приграничном районе недалеко от Грузии и Армении и считает, что детство, прошедшее в пострадавшем от войны регионе, естественным образом сформировало ее интерес к вопросам мира, гендера и безопасности.

«Феминизм стал ключевой сквозной политической идеологией, которую я исследовала для понимания коренных причин угнетения и насилия, с которыми мы все вместе сталкиваемся».
Она тоже живет сейчас в Британии, ощущая себя на самом нестабильном, переходном этапе своей жизни. И надеется, что это сложное время может стать моментом стремления и вмешательства.
«Война сделала нас более злыми и готовыми предложить альтернативный дискурс»

«Идея создания подобного коллектива возникла во время одного проекта, в котором мы все трое участвовали. Это было еще в 2019 году, но уже тогда нашей целью было внедрение идеи феминистского мира».

Начавшаяся в сентябре 2020 года война, с одной стороны, заставила девушек притормозить, а с другой – еще больше утвердило их в намерении реализовать свою идею. Во время войны немногочисленные леваки и еще более немногочисленные гендерные активистки стали, пожалуй, единственными общественно-политическими группами, которые выступили категорически против боевых действий и военного пути решения конфликта. Причем выступали они по отдельности, каждый на свой лад выражая несогласие с происходящим, но возмущенное общество не стало разбирать, кто тут левый, кто либерал, кто просто пацифист, и всех скопом записало в предатели и враги народа. А левые феминистки поняли, что это именно тот момент, когда можно и нужно заявить о себе как о самостоятельной группе.

«Война сделала нас более злыми и готовыми предложить альтернативный дискурс, поднять голос и не согласиться с тоталитарным большинством. Она также заставила нас переориентироваться и показать нашу политическую позицию. Феминизм и мир – политические понятия, и их нельзя отделить от политической борьбы».

Самым доступным орудием этой борьбы для Feminist Peace Collective на данный момент является просвещение – на своем сайте они публикуют исследовательские и художественные тексты о гендерных проблемах в военном контексте и о войне через призму гендерных проблем, антивоенные призывы, новости о региональных и мировых феминистских и антивоенных процессах.

«Таким образом мы вносим свой вклад в исследования внутри страны, объединяем местных авторов, пишущих на феминистскую, антимилитаристскую и левую тематику, создавая для них платформу для дискуссии и выражения своего мнения, налаживаем связи с другими похожими группами внутри Азербайджана. Но мы, конечно, осознаем, что для серьезных перемен одного только просвещения недостаточно. Нужна именно политическая борьба, включая забастовки и протесты. Но азербайджанское общество в настоящее время аполитично, запугано и разобщено. Поэтому пока что мы стараемся менять дискурс и, опять же, объединять единомышленников, потому что любое сопротивление начинается с мобилизации протестных групп».


Иллюстрация с сайта Feminist Peace Collective

Левый феминизм по-азербайджански

Левый феминизм «по-азербайджански» (то есть, с поправками на локальные особенности) означает борьбу не с патриархатом и бесправием женщин, а с авторитаризмом и бесправием большинства, вне зависимости от пола. И, если «просто» феминистки в Азербайджане выдвигают правительству реформистские требования (такие, например, как подписание Стамбульской конвенции), то левые феминистки считают, что государство вообще не может решить проблему насилия над женщинами, поскольку само является источником насилия.

Однако, по мнению членов Feminist Peace Collective, феминизм в Азербайджане сам того не замечая (и, возможно, даже не желая) постепенно политизируется и радикализируется:

«Так называемые гендерные активистки или активисты первого поколения, появившиеся после постсоветского процесса неолиберальной НПО-изации, вообще воздерживались от того, чтобы называть себя феминистами/тками, и главной их целью было не прекращение господства или угнетения, а, скорее, увеличение «участия и эмансипации женщин». Но уже второе поколение гендерных активисток, появившееся с конца 2010-х, открыто идентифицирует себя как феминисток и активно пытается решать структурные проблемы патриархата и государства. Поэтому на феминистских маршах можно видеть, например, анархистскую символику и бескомпромиссные лозунги, что дает надежду на расширение радикального феминистского активизма».

После сентябрьского обострения на армяно-азербайджанской границе члены Feminist Peace Collective выступили с призывом к радикальной солидарности во имя мира и в частном порядке подписали тоже весьма категоричное антивоенное заявление группы активистов из разных стран. Налаживание связей с «коллегами» – феминистками, левыми, антимилитаристами и иже с ними – из южно-кавказского и постсоветского региона, а также Турции, Ирана и Европы на данный момент является одной из основных целей Feminist Peace Collective. Как, впрочем, и для многих других аналогичных групп, коллективов, низовых организаций, которые в последние несколько лет особенно остро осознали собственную разобщенность и необходимость в солидаризации и союзничестве, но пока еще продолжают искать друг друга и присматриваться.

Aвтор: Ника Мусави


Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti». Редакция не несет ответственность за определения и термины употребленные в статье. 

Правила перепечатки


Также: