По словам министра внутренних дел Вахтанга Гомелаури, «тела погибших во время катастрофы Шови были настолько сильно повреждены, что невозможно, чтобы смерть не наступила мгновенно».
Гомелаури назвал спекуляцией мнение о том, что можно было ускорить спасательные мероприятия и спасти людей с помощью вертолетов и тепловых дронов.
Выступая в законодательном органе страны в порядке интерпелляции в связи с трагедией в Шови, он заявил, что в первые же минуты после начала стихийного бедствия соответсвующая информация была предоставлена общественности.
«В этой массе, на глубине нескольких метров под землей, находились люди. На такой глубине спасти их жизни было практически невозможно. Поисково-спасательная операция и обработка такой массы земли сами по себе требовали времени. Посредством около ста (86) единиц тяжелой техники удалось полностью переработать селевую массу, чтобы мы смогли найти погибших. <...>
Тела, найденные во время спасательной операции в Шови, были настолько повреждены, что исключено, чтобы смерть не наступила мгновенно. Фактически спасателями найдены фрагменты тел», — сообщил Гомелаури.
По его словам, в первый же день, в зоне стихии работали вертолеты и тепловые дроны, однако обнаружить под землей погибших с помощью вертолета или дрона невозможно.
«Хочу еще раз пояснить, что в первый же день на месте стихии работали вертолеты и тепловые дроны, хотя даже элементарного анализа достаточно, чтобы человек понял, что с вертолетами или дронами кого-то можно обнаружить только на поверхности земли. Обнаружить погибших под землей с помощью вертолета или дрона невозможно», — заявил министр внутренних дел.
По словам Гомелаури, уже в первые часы люди, спасшиеся от оползня, были перевезены спасателями и полицейскими целыми и невредимыми в безопасное место.
«Ночью на объекте с разной интенсивностью работали 5 тепловых дронов. В результате полетов вертолетов, дронов и пожарно-спасательного мониторинга местности в массе оползня не было зафиксировано ни одного человека, нуждающегося в помощи», — сказал Гомелаури.
Министр также сообщил, что спасательные работы в Шови начались через полчаса, а не с опозданием. По его словам, сообщение об оползнево-селевых процессах на территории Шови поступило в Центр управления общественной безопасностью 112 3 августа в 15:07. Уже через 3 минуты, в 15:10, информация была у Службы управления чрезвычайными ситуациями МВД, местного подразделения полиции, Центра координации чрезвычайных ситуаций и экстренной помощи Минздрава. Через 2 минуты, в 15:12, в зону стихийного бедствия выехала первая группа реагирования из подразделения пожарных-спасателей Онского района.
«Несмотря на сложный рельеф и большое расстояние, примерно за полчаса, в 15:40, (первая группа реагирования) прибыла на место. Соответственно, хочу подчеркнуть, что спасательные работы в Шови начались незамедлительно, а не с опоздание в 3 часа», – заявил Гомелаури.
«Группа из Амбролаури не смогла двигаться по тому же маршруту, поскольку оползень снес мост возле села Глола, по которому первая команда добралась до зоны бедствия. Из-за этого спасательной команде из Амбролаури пришлось воспользоваться объездным путем. Они добрались до места катастрофы в 16:05. Позже в зону бедствия прибыли дополнительные спасательные отряды из Они и Амбролаури. Первым группам реагирования, прибывшим на место, в зависимости от масштабов стихийного бедствия удалось добраться до граждан в отдельных населенных пунктах обходными путями, со стороны лесного массива», — сообщил министр внутренних дел.
Гомелаури подтверждает, что вертолет был задействован в спасательных работах спустя три часа, хотя не считает это существенным.
По его словам, «вертолеты были мобилизованы из Тбилиси и Кутаиси, однако из-за метеоусловий вертолет, мобилизованный вместе со специальной группой экстренного реагирования в Кутаиси, не смог участвовать в операции». Для проведения спасательной операции из Тбилиси вылетели два вертолета пограничной полиции.
«Первый вертолет вылетел в зону бедствия из Тбилиси в 16:54. Он участвовал в спасательной операции примерно через три часа после катастрофы (время приземления 18:04). Привлечению вертолета к спасательным работам предшествуют необходимые мероприятия, в частности определение необходимых сил и средств, мобилизация, загрузка соответствующим оборудованием, которое в данном конкретном случае составило полторы тонны груза. Из-за сложных метеорологических условий следует учитывать и продолжительность полета», — сказал Гомелаури.
Министр объяснил, почему выживших не вывезли из долины в ту же ночь.
«Хотя вертолеты, находящиеся на балансе МВД, оснащены приборами ночного видения, в конкретном случае с учетом существующей местности и метеорологических условий, и особенно, когда выжившие в результате катастрофы находились в безопасном месте с полицией, было нецелесообразно лететь ночью, поскольку опасность могла угрожать жизни спасенных людей и лиц, участвующих в поисково-спасательной операции. К сожалению, в недавнем прошлом мы имели трагический опыт, когда пилоты рискнули своей жизнью во время спасательных операций», — сказал Гомелаури.
Глава МВД заявляет, что поисково-спасательные работы пожарно-спасателей с соответствующей спецтехникой продолжались всю ночь, а 4 августа, около 6 часов утра, к спасательной операции вновь была привлечена авиация.
«Какой бы современный вертолет ни был у государства, даже похожий на тот, который мы ожидаем, летать по этой местности ночью было бы небезопасно», — сказал он.
Министр внутренних дел еще раз подтвердил, что проведение поисково-спасательных операций, включая эвакуацию найденных людей и ликвидацию последствий катастрофы, не требовало международной помощи.
На данный момент в Шови найдены тела 32 человек, погибших в результате стихийного бедствия. Продолжается поиск останков одного человека. По словам министра внутренних дел, поиски будут продолжаться до тех пор, пока остается теоретический шанс его найти.