Люди

Чернокожий батумец — Кадир Гигинеишвили [Фотоистория]

25 ноября, 2021 • 1357
Чернокожий батумец — Кадир Гигинеишвили [Фотоистория]

Эта фотография, на которой запечатлен снос Военного собора святого Александра Невского в Батуми, была сделана в 1932 году. Если вы посмотрите на фото, вы заметите чернокожего мужчину. По-видимому, тот же мужчина изображен и на другой фотографии, сделанной примерно в те же годы. Обе фотографии хранятся в фото коллекции режиссера Шоты Гуджабидзе.

На фото предположительно изображен Кадир Гигинеишвили, который вырос в Гурии и жил в Батуми.

Каха Гигинеишвили живет в Батуми, он является внуком Кадира Гигинеишвили. Каха рассказывает, что встречался с дедушкой только однажды, в детстве:

«Мои родители были в разводе, я жил с мамой и видел только один раз. Мне было лет 8-9, я играл в футбол во дворе, когда подошел черный, высокий, загорелый мужчина с кульком, полным фруктов, и сказал: «Каха, я твой дедушка, забери эти фрукты с собой домой». Он не пошел со мной домой. Я был ребенком, я не смог с ним нормально поговорить, что, честно говоря, меня огорчает».

Каха знает, как в семье Гигинеишвили оказался чернокожий мальчик.

«Насколько мне известно, в 10-х годах ХХ века три сестры Гигинеишвили жили в Гурии, в Джуруквети. Муж одной из сестер служил в российской царской армии и увидел на войне маленького мальчика, который обнимал свою мертвую мать и кричал: «Кадир, кадир». Ему стало жаль мальчика он забрал его к себе, а потом увез с собой в Грузию. Семья Гигинеишвили вырастила его, дала ему фамилию и имя Михеил, но всю жизнь звали его Кадир. Вот такая вот легенда или история, связанная с ним. Потом он жил в Батуми, женился, родился мой отец. Мне сказали, что он выступал в цирке, обладал огромной силой, поднимал гири, гнул железо. Он жил в разных местах Батуми, иногда в съемных домах, какое-то время на улице Агмашенебели… Насколько я знаю, в жизни ему пришлось нелегко».


Каха Гегениишвили

Еще одна маленькая история или легенда, связанная с ним. Спустя годы здесь, в Батуми, к нему приехали из Франции, люди назвались его родственниками и они были очень богатыми людьми. Они рассказали, что отыскали его с большим трудом и предложили уехать с ними, но он отказался. Не знаю, насколько правдива эта история, но мне так рассказывали.

Спустя годы мне сообщили, что он умер, и мы с сестрой пошли на похороны. Насколько мне известно, на момент смерти ему было больше 80-ти лет. Я отнес его гроб на кладбище, мы с ним попрощались. Он похоронен на кладбище Эрге. Его фотографий к сожалению у меня не было.

Шота Гуджабидзе показал мне эти старые фотографии, этот человек похож на него, но я не могу сказать точно он это или нет. Я видел его только один раз», — говорит Каха.

В селе Джуруквети, где вырос Кадир Гигинеишвили, еще помнят его историю. 82-летний Анзор Гигинеишвили говорит, что хорошо знал Кадира, он был сильным и крепким человеком.

«Я не знаю, где и как, но сестры Гигинеишвили усыновили и вырастили его. Потом он уехал в Батуми, я даже однажды там его встретил. Он был храбрым человеком, иногда любил выпить», — рассказал Анзор.

Правила перепечатки


Также: