Люди

Правительство Грузии против Татии Самхарадзе

28 марта, 2023 • 5382
Правительство Грузии против Татии Самхарадзе

Проправительственная телекомпания «POS TV» вот уже несколько дней возглавляет кампанию против Татии Самхарадзе. Правозащитники считают, что это преднамеренная и скоординированная дискредитация, которая также содержит признаки возможного преступления.

В 2016-2018 годах Самхарадзе выиграла дело о сексуальных домогательствах против Шалвы Рамишвили основателя «POS TV» в городском и апелляционном судах. Нападки на Самхарадзе начались после того, как она поддержала других женщин, которые недавно заявили о приставаниях со стороны основателя «POS TV» Шалвы Рамишвили. За последний месяц Рамишвили несколько девушек рассказали о сексуальных домогательствах со стороны Шалвы Рамишвили.

Сейчас Шалве Рамишвили 52 года. А девушки, обвиняющие его в сексуальных домогательствах, моложе его как минимум на 20 лет. Их объединяет одно: они либо работали с Шалвой Рамишвили, либо искали работу. По их словам, в обмен на предоставление работы Шалва Рамишвили предлагал им секс.

Анания Гачечиладзе одна из девушек, которым удалось записать разговор с Рамишвили. Упомянутый разговор состоялся в 2018 году. На тот момент Шалве Рамишвили было 47 лет, Гачечиладзе – 22 года, девушка на 25 лет моложе Шалвы Рамишвили. В этой записи слышно, что Рамишвили предлагает ей «поласкать, как отец» и «встать ра*ом».

После того, бывшая телеведущая Татия Самхарадзе открыто раскритиковала Рамишвили в Facebook, против нее началась агрессивная, оскорбительная кампания как в социальной сетях, так и в жизни. Звучала нецензурная ругань, публиковалась ложная информация, а журналисты «POS TV» даже вызывали полицию.

Ни одна из ветвей власти, кроме президента Грузии, не поддержала Самхарадзе и других женщин, публично заявивших о сексуальных домогательствах. Более того, говоря о критике со стороны Шалвы Рамишвили, глава Совета по гендерным вопросам Нино Цилосани заявила депутату Ане Нацвлишвили, что она «против ресоциализации бывших заключенных». Напомним, в 2005 году Шалва Рамишвили был осужден за вымогательство.

В этой статье «Netgazei» рассказывает, как государство настроено о против Татии Самхарадзе.

«Прослеживаются признаки преступления»

25 марта на «POS TV» вышел сюжет, в котором телекомпания заявила, что разыскала квартиру, в которой находятся члены «Единого национального движения» Дмитрий Чиковани и Татия Самхарадзе. Журналистка «POS TV» Натия Беридзе заявила, что у нее есть источник, сообщивший информацию о том, что Чиковани насильно удерживает Самхарадзе в квартире. После чего Беридзе вызвала полицию.

Уже 26 марта в другой программе «POS TV» она объяснила, что позвонила на номер экстренной службы 112, так как «услышала крик в коридоре». На место прибыла полиция, а также журналисты, одними из первых были репортеры провластной телекомпании «Имеди».

И Чиковани, и Самхарадзе опровергли информацию, распространенную «POS TV». Чиковани сообщил, что Беридзе приходил к нему домой несколькими часами ранее. Самхарадзе выступила с заявлением по поводу инцидента, в котором опровергла информацию о ее похищении и насилии.

Бывший госинспектор и председатель организации «Центр правопорядка» Лонда Толорая  усматривает в происшествии признаки преступления. Как заявила она в интервью «Netgazeti», ей сложно вспомнить такие случаи «преднамеренной и скоординированной дискредитации, в которой принимают участие медиа, государственные органы и члены парламента, то есть те, кто, должен стоять на страже прав жертвы».

«В целом события надо оценивать комплексно и с учетом того контекста, который всему этому предшествовал. В целом то, что журналисты около дома ожидают респондентов обычное явление и является одной из составляющих журналистской деятельности.

Однако в условиях, когда этому предшествовала кампания по дискредитации Татии Самхарадзе, и т.н. называемое заявление сотрудника «POS TV» в полицию, то все это вместе, выглядит очень подозрительно.

Как минимум за такими обвинениями должно последовать расследование, а если расследование не начато, должны быть даны разъяснения соответствующими государственными органами — почему так происходит. Таких объяснений и комментариев от МВД, как ведомства в обязанности которого входит реагировать на ложные сообщения, мы не слышали», — поясняет Толорая.

По ее словам, возникает вопрос, откуда журналист получил эту информацию, следил ли он за респондентом и были ли признаки преследования.

«Второй источник, из которого журналист мог получить информацию, — это госорганы. У государства есть различные рычаги, чтобы иметь конкретную информацию о том или ином человеке. Однако если эта информация получена путем незаконного прослушивания телефонных разговоров, это является уголовным преступлением.

Если бы она была получена иными путями, например, путем физической слежки со стороны госорганов, а затем эта информация была передана «POS TV», то это, безусловно, было бы преступлением, в частности, злоупотреблением должностными полномочиями», — считает Лонда Толорая.

Как заявила Толорая госорганы должны дать ответ на возникшие вопросы, «те ведомства, которые отвечают за расследование данной категории преступлений», — объяснила она.

Толорая что МВД, Специальная следственная служба или прокуратура должны выступить с заявлениями, так как произошедшее выглядит «не только аморально, но и есть признаки нарушения законодательства».

Лонда Толорая назвала этот случай весьма прискорбным, так как считает, что Грузии действует действительно хорошее законодательство по искоренению насилия в отношении женщин, а этот случай показывает, что даже при наличии закона женщина, ставшая жертвой насилия, сегодня остается полностью уязвимой.

Лонда Толорая

«Это очень опасный мессидж для женщин. Во-первых, сегодня женщинам уже сложно пойти в полицию и выступить против обидчика, еще сложнее написать заявление, когда виновник насилия имеет влияние.

Шалва Рамишвили — представитель проправительственного канала, на защиту которого вышла почти вся правительсвенная структура. Следовательно, это знак того, что если вы завтра сообщите о насилии, то можете оказаться в еще большей опасности», — говорит Лонда Толорая.

Напомним, конрольным пакетом «POS TV» владеет Виктор Джапаридзе член «Силы Народа» входящего в состав парламентского большинства.

Пока неизвестно, начало ли МВД Грузии расследование сообщения о незаконном лишении свободы, либо расследование ложных сообщений или других возможных преступлений. В МВД Netgazeti сообщили, что проинформируют издание в случае получения новой информации.

«Это серьезный диагноз и большой позор»

«Я бы оценила это очень жестко, мне даже трудно подобрать слова, настолько эта история отвратительна», — сказала Netgazeti лидер партии «За справедливость» и бывшая участница «Грузинской мечты» Эка Беселия. Еще в период правления «Грузинской мечты» после того, как она заявила о своей отставке с должности председателя Юридического комитета Парламента,  против нее началась клеветническая кампания, в СМИ и социальных сетях были опубликованы кадры ее личной жизни.

«Эта история показательна, это своего рода диагноз того в каком состоянии находится  правозащитный стандарт в стране, насколько попирается личное пространство человека, на какие аморальные методы они готова пойти эта группа людей и насколько беззащитна, в первую очередь, женщина. Однако это не единственная проблема.

Это демонстрирует, среди прочего и то, как легко может произойти вторжение в частную собственность, т. е. в ваше личное пространство, таким советским методом, как «анонимное сообщение». Это совершенно юридически необоснованно, потому что, кстати, в Процессуальном кодексе сказано, что анонимные сообщения не являются основанием для начала расследования», — сказала Netgazeti Эка Беселия.

Она добавляет, что сейчас очень важно, чтобы человек, подвергающийся насилию, нашел в себе внутренние силы, а «насильник почувствовал, что все против него и что оружие — система, которую он использует, не приносит ему никаих результатов».

Эка Беселия

«Я думала, что в то время, когда применялся этот метод, они поняли, что общественность не приемлет такое оружие и имеет силы сопротивляться, но, похоже, разуму это их не научило. Вероятно, ждут общественного протеста и чувствуют, что заряд солидарности будет еще сильнее, но, вероятно, они взяли на себя обязательство защищать друг друга и людей, которые используются в качестве идеологических инструментов. Причем это дошло до такой степени, что они забыли все, включая Конституцию, повестку дня Евросоюза. Они также забыли, что рекомендация из 12 пунктов включает превентивные меры против насилия в отношении женщин.
Они забыли, что есть конституционная норма, согласно которой нельзя без законного решения вторгаться в чье-либо личное пространство.

Это тяжелая картина, тяжелый диагноз и большой позор. Когда я анализирую методы, которые использовало предыдущее правительство, и то, как они продолжают использовать новые технологии для осуществления этого ужасного, насильственного, личного террора, для меня стирается грань. В принципе, меня уже ничего не удивляет, я ушла из этой команды, когда увидела, что красные линии пересечены, и если ты закроешь на это глаза, ты просто станешь таким же, как они», — сказала Беселия.

Оценки правящей партии и президента Грузии

«Грузинкая мечта» с самого начала открыто заявила, что не верит обвинениям в адрес Рамишвили. Например, говоря об истории Мако Джабуа, исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе сказал, что обвинения в адрес Рамишвили для него неубедительны. Все это он связал их с «кампанией фашизма». «Фашистская кампания» — это новый «месседж кейс» правящей команды.

Сам Шалва Рамишвили вскоре поблагодарил правящую партию за поддержку, назвав обвинения  «клеветнической кампанией».

Что касается нападок на Татию Самхарадзе, то 27 марта, после заседания правительства, нынешнего и бывшего министра юстиции Тею Цулукиани спросили, что она думает об этом инциденте. Министр заявила, что не знает, кто такая Самхарадзе, но добавила, что сегодня в Грузии женщина благодаря закону по защите прав женщин «вооружена до зубов».

«У меня не может быть другой позиции, кроме того, что права женщин должны быть защищены. Для этого неважно, кто у него фамилия, Самхарадзе или Киброцашвили», — заявила Цулукиани.

В конце дня с заявлением на специальном брифинге выступила и президент Грузии Саломе Зурабишвили, подвергнув критике правительственных чиновников:

«Власть не дистанцируется от насилия, хотябы на словах, напротив, поощряет насильника и повторно совершает насилие в отношении жертвы. Это не подобает нашей стране. Вам должно быть стыдно», — заявила президент.

28 марта член «Мечты» председатель парламентского Комитета по защите прав человека Михеил Сарджвеладзе раскритиковал заявление президента Грузии в защиту Татии Самхарадзе.

«Не думаю, что есть повод указывать, что кому-то должно быть стыдно. Говоря о пристрастности, действительно обидно, что президента не волнует практически физическое насилие против журналистки, но волнуют иные обстоятельства в том же контексте насилия против женщин. Такой подход и такая пристрастность не годятся», — заявил он.

Правила перепечатки


Также: