Мнение

Зачем жителям гальского района абхазские паспорта? — Мнение политика

4 августа, 2023 • 4398
Зачем жителям гальского района абхазские паспорта? — Мнение политика

Вопрос интеграции жителей гальского района в Абхазское общество поднимается с определённой периодичностью. В последний раз с докладом выступил член общественной палаты Давид Пилия. Редакция Netgazeti приводит речь деятеля с сохранением стиля и с минимальными правками:

— «В советское время в Гали проживало 92’000 человек. После грузино-абхазского конфликта большая часть жителей района, покинула свои дома. Затем после договора о возвращении беженцев, вернулись 42’000 человек. Сегодня примерно 55’000 этнических мегрелов проживает в восточной части Абхазии.

По данным Комиссии межнациональных вопросов и интегрированию жителей Самурзакано, за последние 20 лет количество населения в гальском районе уменьшилось на 40 процентов.

Особенно уходит молодежь. Мы были недавно на выпускном мероприятии в Гали. В этом году школу закончило 230 человек. Сомневаюсь, что даже единицы останутся у нас. Потому что соседняя страна [подразумевается Грузия, прим.ред.] имеет специальную программу.

Она уже связывается с молодыми людьми в период их обучения в наших школах. Потому что сегодня русский язык становится востребованным на территории Грузии. А наши дети из Самурзакано — русскоязычные. В итоге мы их теряем.

Какое количество молодежи ушло за последние 30 лет? По разным оценкам до 15 с половиной тысяч человек до 30 лет.

Гали в будущем может разделить судьбу Кодорского ущелья.

В кодорском ущелье ведь нет никого? Даже тот, кто лоялен, и хотели бы жить здесь, мы их, скажем так, выдворили.

Абхазия делает все, чтобы гальский район был чужой территорией.

Где мы возьмем население, которое заместит тех, кто уезжает?

Они уезжают не потому что очень хотят уехать, а потому что условия которые мы им создали в последние годы, особенно в последние 8 лет, ставят людей в очень тяжелое положение.

Меня возмущает нерациональное использование средств, которые тратятся на систему образования в гальском районе.

В детсадах тратим немалые суммы, чтобы накормить детей, в школах на зарплаты педагогам, на содержание зданий и сооружений системы образования. Она требует очень больших денег. Итого тратим большие деньги на них, и потом их теряем.

Выпускники школ без каких-либо ограничений, должны получать общегражданские паспорта Абхазии.

Да, существующий закон не позволяет нам этого. Простите, пожалуйста, но, если закон ущербен, если закон не выполняет интересы нашего государства, значит этот закон должен быть обязательно пересмотрен.

К примеру, как Россия поступила на оккупированных территориях в Украине, мгновенно начав выдавать российские паспорта жителям Луганска и Донецка.

За абхазским паспортами должны стоять права и привилегии, которые они дают. Сама по себе бумага тоже не слишком эффективный инструмент для интеграции.

Они живут на нашей территории, и получили они те, [грузинские] паспорта не от хорошей жизни. Надо попробовать вникнуть в эту проблему. Конечно, там есть социальный пакет, для детей там какие-то перспективы открываются.

А мы что здесь им даем? – ничего.

Для чего жителям гальского района нужен абхазский паспорт – это в первую очередь оформление в собственность недвижимости и транспорта. А также передвижение через границу по реке Псоу [в Россию].

У многих из них жителей района родственники живут не только в Грузии, но и в России. И туда путь через Псоу им закрыт».

Мнение жителей Гали

С Давидом Пилия согласны и некоторые жители самого района. Одна из педагогов сельской школы гальского района рассказывает, что не видит никакой перспективы для молодежи, но больше всего она переживает за школьников, которым приходится учиться по российским учебникам, а они никак не адаптированы для детей, не знающих ни одного слова на русском языке.

— «Первое, что я делаю – учу элементарным русским словам: встать, сесть, ручка тетрадка. Мы сверх программы учим стишки, которые помогают запоминать новые слова».

У этой учительницы нет педагогического образования. Она пошла работать в школу, потому что была единственной, кто владел русским языком в достаточной степени. Сегодня она не имеет абхазского паспорта.

В 2014 году, когда жителей Гали массово лишили документов, она не лишилась  паспорта. Но, уже в 2018-м срок действия ее паспорта истек, а новый по новому закону ей никто не выдал.

Пришлось учителю русского языка абхазской школы ехать в Зугдиди — получать грузинский паспорт.

— «Меня просто вынудила жизнь так поступить. Нельзя жить не имея никаких прав».

По словам педагога, она никогда не думала об отъезде, а вот сыновья пробовали жить в Тбилиси, но, «нормально устроиться» так и не смогли.

— «Мы вообще мало кому нужны, нами политики играют, спекулируют нами. А мы как люди нужны только на своей земле», — считает жительница Гали.

Но документы далеко не единственная проблема, которая стоит между жителями гальского района и остальной части абхазии. До сих пор нет доверия между простыми людьми.

Как рассказывает учительница младших классов сельской школы, она до сих пор переживает, когда сыновья выезжают западнее Гали.

— «Многие их друзья летом работают на [озере] Рица, в Гагра и [Новом] Афоне, кто поваром, кто аниматором. Очень рада, что у них дома нормальная работа есть, и не нужно трястись за них. В прошлом году убили нашего местного парня, таксиста. За наших ведь некому заступиться?», — сетует жительница.

Вектор политики

Аслан Бжания, затрагивая вопрос жителей Гали, пеняет на прошлую власть, при которой людей лишили паспортов.

— «Политика в Гальском районе до определенного времени проводилась с другим вектором, потом это стало предметом дискуссий и предметом смены власти. Зачем будем врать, давайте называть вещи своими именами», — заявил Бжания на встрече в Общественной палате.

Он предложил консолидировано инициировать пересмотр закона касающегося паспортизации населения гальского района. А оппозицию он призывает не политизировать вопрос.

Автор: Бежан Матуа


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

© Heinrich-Böll-Stiftung

Правила перепечатки


Также: