Через четыре дня после введения финансовых санкций США в отношении граждан Грузии, всё ещё неизвестно, соблюдают ли грузинские банки международный санкционный режим.
Национальный банк Грузии утверждает, что банковская система страны придерживается требований международных санкций. Однако, когда под санкции попадают граждане Грузии, для исполнения международных санкций грузинскими банками, согласно распоряжению Национального банка, требуется решение судов Грузии.
Как должны действовать коммерческие банки Грузии, и что произойдёт, если они не исполнят санкции, наложенные США? Об этом издание Netgazeti поговорило с экспертом по рынку капитала Мариной Гуледани.
Марина, как быстро должны были банки принять решение об исполнении санкций США?
— Если у лиц, попавших под санкции, нет банковских счетов, банкам ничего не нужно предпринимать. Однако, если счета есть, банк обычно прекращает обслуживание таких клиентов. Чтобы избежать случайного обслуживания лиц, подпавших под санкции, особенно с вовлечением американских компаний или инвестиций, счета должны быть закрыты.
Это стандартная практика, хотя в «Законе Магнитского» прямо не указано, что счета должны быть закрыты, а лишь говорится, что активы должны быть заморожены.
Банк, который связан с любым другим банком, имеющим отношение к США или находящимся в американской собственности, не может обслуживать лиц под санкциями или проводить их транзакции.
Здесь возможны два сценария:
1) закрыть счет лица, подпавшего под санкции;
2) оставить счёт открытым, но не выполнять транзакции, которые могут вовлечь в процесс американские банки.
В банках существуют департаменты управления рисками и комплаенса, которые следят за тем, чтобы все транзакции соответствовали как внутренним, так и международным нормам.
Поскольку в этот процесс вовлечены люди, всегда существует операционный риск. Например, если счёт не был закрыт, может произойти ошибка, и транзакция пройдёт с участием американских банков, что приведёт к огромным штрафам и санкциям, основанным на «Законе Магнитского».
Поэтому банки стараются избегать таких рисков. Крупные банки, как правило, прекращают сотрудничество с подобными субъектами. В связи с этим позиция Национального банка вызывает серьёзные опасения.
Зураб Махарадзе, один из тех, кто попал под санкции, подтвердил, что у него есть действующий счёт в банке Cartu, и на данный момент он не получил уведомлений от банка.
Какой риск существует для банка Cartu, если у него всё ещё открыт счёт лица под санкциями?
— Технически внутренние переводы в лари, которые не связаны с корреспондентскими счетами, могут быть допустимы. Однако на практике банки избегают обслуживания таких лиц, потому что санкции имеют важное политическое значение — это сигнал, что эти люди нарушили права человека, и «Закон Магнитского» является важным инструментом для США.
Не исключено, что банк Cartu, контролируемый властями, будет проводить внутренние транзакции в лари (официальная валюта Грузии), избегая международных переводов. Однако ему важно поддерживать отношения с банками, предоставляющими международные услуги.
Почему Национальный банк делает такие заявления?
— Национальный банк понимает, что большинство банков не будет нарушать санкции, за исключением, возможно, Cartu. Для легализации действий Cartu требуется введение общеобязательных нормативов. Пока правительство у власти, грузинские суды не вынесут обвинительные приговоры против таких лиц, что даст банкам юридическую возможность продолжать их обслуживание.
Как должен действовать банк TBC, если у санкционированного лица — начальника Департамента специальных поручений МВД Звиада Харазишвили [Хареба] — открыт там счёт?
— У TBC другая ситуация, так как его акции котируются на Лондонской бирже, где среди инвесторов есть и американские граждане. У банка TBC нет выхода, кроме как закрыть счета таких лиц, иначе у них возникнут проблемы на бирже.
Могут ли эти лица открыть счёт в банке Cartu и получать зарплату там?
— Да, если Cartu уже обслуживает других санкционированных лиц, а Национальный банк заявляет, что выполнение санкций обязательно только после решения суда. Таким образом, создаётся окно для таких лиц, чтобы они могли получать банковские услуги в Cartu, чего они не смогут сделать в TBC или «Банке Грузии».
Как на имидж страны влияют санкции против её граждан?
Безусловно, это негативно сказывается на репутации Грузии и будет учтено при оценке рисков страны.