Мнение

Чего ожидать, если в Турции сменится власть? Мнения из Азербайджана

20 апреля, 2023 • 3845
Чего ожидать, если в Турции сменится власть? Мнения из Азербайджана

14 мая в Турции пройдут президентские и парламентские выборы, на которых основным соперником Реджепа Тайип Эрдогана считается Кемаль Кылычдароглу – лидер Республиканской народной партии и кандидат от объединенной оппозиции.

В той или иной степени любопытно, удастся ли оппозиции во главе с «кемалистом» Кемалем положить конец 20-летней эпохе Эрдогана.

Особенно внимательно за предвыборной гонкой следят в Азербайджане. И это уже не просто любопытство, а очень даже личный интерес.

На официальном уровне в Азербайджане Турцию принято называть не иначе как «братской страной» и повторять, что турки и азербайджанцы – это «один народ, два государства» (то есть, один народ, разделенный на два государства). Роль старшего брата при этом однозначно отведется Турции, которая покровительствует Азербайджану во многих сферах, включая вопрос Нагорного Карабаха.

С другой стороны, Азербайджан и Турцию связывают очень тесные экономические связи. Восстановлением и обживанием того же Карабаха после войны 2020 года занимаются, преимущественно, турецкие компании.

При этом считается, что такая крепкая и преданная дружба между двумя странами держится, в первую очередь, на дружбе между их лидерами – Ильхамом Алиевом и Реджепом Эрдоганом. А если Эрдоган и его партия потеряют власть, то еще неизвестно, захочет ли новое турецкое правительство так же тесно дружить с Азербайджаном, а главное — на таких же условиях.

Как скажется на азербайджано-турецких отношениях гипотетическая смена власти в Турции?

Похоже, эксперты из Баку в смену не особо-то и верят. Но пофантазировать-то можно. Политолог Ильгар Велизаде настроен «философски-реалистично» — не факт, что Эрдоган уйдет именно на этих выборах, но когда-нибудь он ведь все же уйдет, и в Турции произойдет определенная смена политического курса. Но на азербайджано-турецких отношениях это не сильно отразится.

— «Дело, не в личных отношениях двух президентов, хотя на сегодняшний день они играют ключевую роль, а в долгосрочных интересах и нормативно-правовой базе, регулирующие отношения двух стран. И с этой точки зрения союз Азербайджана и Турции кардинальных изменений не потерпит. Азербайджан важен для Турции, поскольку обеспечивает ей доступ к странам Центральной Азии, а это, в свою очередь, имеет стратегически важное значение для Турции».

Политолог уверен, что ослабление связи Азербайджана и Турции может привести к ряду негативных последствий для обеих стран, поскольку этот тандем формировался десятилетиями и стал уже фактором региональной и даже международной политике.

— «Кроме того, есть ведь еще и Грузия, которая обеспечивает коммуникацию между Азербайджаном и Турцией. Этот трехсторонний формат также является фактором долгосрочности в региональной политике. И внешние интересанты строят свои политические планы в регионе с учетом этого формата».

Похожего мнения придерживается политический обозреватель Шахин Рзаев. По его мнению, во-первых, власть в Турции в обозримом будущем вряд ли сменится, а во-вторых, Турция продолжит покровительствовать Азербайджану, кто бы ни был ее руководителем.

— «Личность президента мало что решает. Геополитические интересы Азербайджана и Турции на данный момент совпадают. Точнее, совпадают интересы Азербайджана, Турции и России. Проще говоря, Турция продолжит дружить с Азербайджаном и Россией против Запада».

Рзаев не верит, что новое турецкое правительство будет настолько ориентировано на Запад, что откажется от этой коллаборации.

В отличие от двух предыдущих респондентов, руководитель НПО Baku Research institute, историк Алтай Геюшев, известный, кроме прочего, своей постоянной критикой в адрес азербайджанских властей и антимилитаристской позицией, сомневается, что азербайджано-турецкие отношения такие уж железобетонно крепки. По его мнению, если Эрдогана не переизберут, это все-таки будет иметь определенные ощутимые последствия для Азербайджана:

— «Конечно серьезных изменений не произойдет, и Азербайджан останется ключевым партнером Турции в регионе. Но, во-первых, близкие личные взаимоотношения, существующие между Алиевым и Эрдоганом – это все же немаловажный фактор. А во-вторых, Эрдоган – достаточно рискованный политик. Его партнер отличается от него. Если Эрдоган потеряет власть, то Алиев, в свою очередь, потеряет очень важного личного союзника».

Карабахский вопрос

Новое турецкое правительство не станет столь рьяно поддерживать Азербайджан, что, в свою очередь, ослабит позиции последнего и изменит ситуацию вокруг Карабаха в пользу Армении.

Азербайджан, лишившись военной поддержки Турции, как минимум, будет вести себя осторожнее и избегать новых эскалаций. Собственно, именно на это надеется антивоенно настроенная часть азербайджанского гражданского общества.

Ильгар Велизаде считает эти прогнозы слишком умозрительными. Примерно, как теорию, что, когда в Азербайджане закончится нефть (или закончится нефтяная эпоха как таковая) позиции страны на международной арене ослабнут, и в карабахском вопросе сместится «центр тяжести».

По мнению Алтая Геюшева, Турция, в любом случае, останется гарантом безопасности Азербайджана, но Алиеву вряд ли удастся добиться активного, непосредственного участия Турции в своих политических начинаниях:

— «Особенно – если это будет создавать внешнеполитические неудобства для самой Турции. При Эрдогане Алиев способен вовлекать Турцию во все свои начинания. А с новым правительством Турции этого будет очень сложно добиться».

Согласно исследованиям, на данный момент Реджеп Тайип Эрдоган и Кемаль Кылычдароглу имеют примерно одинаковые шансы на победу – поддержка каждого из кандидатов колеблется в пределах 43-45%.

А до очередных президентских и парламентских выборов в самом Азербайджане еще года два – они намечены на 2025 года.

Автор: Ника Мусави


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Правила перепечатки


Также: