Мнение

Почему недемократические режимы привлекают спортсменов к политике — интервью

20 сентября, 2024 • 365
Почему недемократические режимы привлекают спортсменов к политике — интервью

«Они [недемократические режимы] все больше рассматривают спорт как возможность улучшить свой имидж. Это процесс, при котором страна, особенно с плохой репутацией в области прав человека, использует спорт как способ создания позитивных заголовков,» — это мнение принадлежит Феликсу Джакенсу, главе кампаний Amnesty International в Великобритании.

Согласно американскому писателю Джону Тунису, существует несколько основных причин, по которым спорт используется в управлении страной.

«Во-первых, спорт помогает максимально занять время и ум молодежи, чтобы они чувствовали удовлетворение от национальных спортивных побед. Кроме того, цель режима заключается в том, чтобы молодые люди, физически вовлеченные в спорт, не имели времени думать о политике, агитировать или участвовать в протестах против власти,» — объясняет Тунис.

В избирательном списке «Грузинской мечты» в первой двадцатке находятся два спортсмена — олимпийские чемпионы Гено Петриашвили и Лаша Талахадзе. Возможно, в списке появится и бывший регбист Мамука Горгочзе.

Перед публикацией этого списка правящая партия неоднократно пыталась наладить связи с успешными грузинскими спортсменами. Параллельно, когда известные грузинские футболисты выступили против российского закона и выразили свою гражданскую позицию в социальных сетях, лидеры правящей «Мечты» [миллиардера Б.Иванишвили] заявили, что «спорт и политика должны быть разделены».

Что это означает, когда, с одной стороны, правящая партия использует спортсменов, а с другой — требует «разделения спорта и политики,» когда спортсмены делают заявления против власти?

Почему и как спорт и спортсменов используют в управлении страной? На эту тему Batumelebi побеседовали с исследователем института «Gnomon Wise» Давидом Кутидзе.


Когда и как власть использует спорт и спортсменов в политике?

— Спорт с точки зрения пиара — это очень удачная область, так как он ассоциируется с успешными людьми и успехом в целом. Любая страна может использовать это, чтобы повысить свою национальную идентичность: «вот, мы сильны в этом виде спорта». И в этом нет ничего плохого.

Однако, когда речь идет о недемократических режимах, склонных к авторитаризму или диктатуре, здесь появляется отличная возможность использовать спорт для личных целей и пропаганды.

Использование спорта в политике было обнаружено руководителями недемократических режимов еще до Второй мировой войны. Мы можем взять в пример Италию и Муссолини. Национал-фашистская партия Муссолини, с одной стороны, институционализировала футбол, а с другой — пыталась использовать этот вид спорта для контроля над общественным мнением. Та же стратегия была применена нацистской Германией, когда Летние Олимпийские игры 1936 года в Берлине использовались в пропагандистских целях.

То же самое происходило в Советском Союзе. Примером этого является Олимпиада 1980 года в Москве, которая была представлена как символ могущественности СССР. По мнению исследователей, спорт и достигнутые в нем успехи дают режимам возможность хотя бы временно отвлечь внимание международного сообщества на спортивные достижения, улучшая таким образом репутацию страны и легитимируя существующий режим.

Например, когда СССР побеждал США в каком-либо виде спорта, или когда Румыния Чаушеску побеждала другие западные страны, это служило доказательством того, что социалистические страны сильны и успешны, побеждая капиталистические страны.

В наше время спорт в политике активно использует Россия и Путин. Несмотря на допинговые скандалы и войну, начатую Россией против Украины в 2022 году, которая привела к исключению России из международного спорта, Путин эффективно использовал спортивные достижения на национальном уровне.

Каковы цели? Почему спорт используется в политике?

— С помощью пропаганды и спортивных мероприятий скрываются различные плохие дела, а также демонстрируется сила.

Недемократические режимы, особенно в силовых видах спорта, показывают, что они сильны, и их сильные спортсмены «на их стороне».

Еще одним важным аспектом является использование спортивных побед для сокрытия проблем правления и придания новой жизни пошатнувшейся легитимности власти. На национальном уровне это исправление имиджа.

Говоря грубо, для бедных и погрязших в проблемах правительств поддержка успешных спортсменов становится своего рода выходом.

Sportswashing — это практика улучшения репутации с помощью спорта.

Когда вы видите, что в избирательном списке правящей партии находятся два олимпийских чемпиона, не возникает ли у вас ощущения, что «Мечта» пытается таким образом улучшить свою репутацию?

Когда одна и та же партия управляет страной на протяжении многих лет, естественно накапливаются проблемы. Соответственно, для них важно продолжать появляться рядом с успешными, сильными людьми.

Начнем немного издалека. В грузинской действительности у нас есть пример Хвичи Кварацхелии. Как только он перешел в «Наполи» и добился больших успехов, власть сразу же начала использовать это. Было довольно странно видеть, как одна из парламентских сессий началась с обсуждения этой темы.

Однако если вспомнить, с какой целью в целом используются успешные спортсмены, это больше не кажется странным фактом. Вместо того чтобы обсуждать конкретные проблемные вопросы, грузинская власть часто манипулирует эмоциями. И это был один из классических пропагандистских приемов, когда власть присосалась к успешному человеку.

Еще одно наблюдение: раньше, когда спортсмены добивались успехов, официальные лица писали поздравительные тексты и публиковали их. В последнее время мы видим видеозвонки с различными успешными спортсменами, будь то олимпийские чемпионы или футболисты. Например, недавно мы видели, как премьер-министр созвонился по видеосвязи с футболистами после матча. Этот прием с видеозвонками кажется более убедительным посланием для общества — вот, мы с ними.

Что касается избирательного списка — это отдельный вопрос, и это не только наша проблема.

Когда как власть ты уже не можешь предложить обществу такую повестку, которую оно будет поддерживать, не можешь показать примеры успеха, тебе очень нужны другие люди, чтобы «приклеиться» к ним и использовать их для своих политических целей.

В нынешнем избирательном списке «Грузинской мечты» эта тенденция явно прослеживается.

Спортивные успехи помогают людям забыть о повседневных проблемах и вызовах, что на руку властям.

Общественные опросы часто показывают, что во время спортивных побед уменьшается количество людей, негативно настроенных по отношению к власти, происходит дистанцирование от политики и повседневных проблем.

Одной из главных целей является отвлечение внимания общества на такие вопросы, которые не помешают действующему режиму.

Что касается продвижения тяжелоатлетов, то, к сожалению, нынешнее грузинское правительство в такой кондиции, что в значительной степени опирается на физическую силу. Это показали, кстати, акции в апреле-мае. Применение силы против народа.

— К сожалению, мы часто видим в парламенте драки, где отчетливо проявляется демонстрация силы, а не попытки деэскалации конфликта.

Предположим, оппозиционер применил физическое насилие против другого человека, что, конечно, недопустимо, или сделал заявление, которое посчитали оскорбительным — вместо деэскалации правящая партия часто стремится подавить своих оппонентов с применением физической силы. Думаю, включение тяжелоатлетов в избирательный список также имеет эту цель.

Кроме того, если обратить внимание, практически никогда в списки не включаются женщины-спортсмены.

На мой взгляд, спортсмены не должны использоваться для того, чтобы скрывать неудачи или преступления власти.

Мы видели, что те спортсмены, которые появились вместе с правящей партией, быстро из всеобщей народной любви оказались под шквалом критики…

Это вопрос оценки. Общественные опросы не проводились на тему, насколько изменилось или не изменилось отношение к конкретным спортсменам.

К сожалению, связавшись с «Грузинской мечтой», они скорее портят свою репутацию, чем завоевывают большее признание людей. Однако это все еще вопрос оценки, и в конечном итоге гражданам решать, как они будут относиться к этим спортсменам.

С другой стороны, не знаю, как спортсменам удается избежать неприятных ситуаций, подобных нынешней. Абсурдная и, к сожалению, вредоносная пропаганда против страны, когда лидер партии выходит и заявляет, что мы должны извиниться перед осетинами, и между строк проявляется реверанс в сторону России. Как этим спортсменам удастся защищать это крайне неприятное послание, и полюбят ли их снова люди — это вопрос, о котором, вероятно, должны задуматься сами спортсмены в первую очередь.

Это не моя забота. Когда ты сотрудничаешь с партией, которая ведет подобную российскую пропаганду и вредит нашей стране на международной арене, это проблема конкретно этих спортсменов. Стоит ли им все это?

Я понимаю, что можно быть успешным спортсменом и так погруженным в свою повседневную жизнь, что можно не осознавать, как правительство меняет геополитический вектор с Запада на Север, что, по моему мнению, приведет к краху страны.

Можно не быть глубоко погруженным в эти вопросы, но я не понимаю, когда ты видишь явное насилие, как это было на майских акциях, когда мирных протестующих жестоко избивали, почему у спортсменов до сих пор остается желание сотрудничать с этой политической командой. Это непонятно и вызывает сожаление.

В конечном итоге избиратели решат, были ли их действия правильными или нет. Это, вероятно, самый лучший показатель, так как у нас нет других средств измерения.

Спортсмены должны в первую очередь задуматься о том, не используют ли их для того, чтобы дать новую жизнь репутации политической силы, которую она сама разрушила, для так называемого «sportswashing».

Я не говорю, что спортсмены не должны подходить к политике. Но, вероятно, они должны учитывать время и контекст, чтобы не стать инструментом в руках политической партии для улучшения ее испорченной репутации.

Помните ли вы каких-либо спортсменов, которые добились успеха в политике?

— Это тоже вопрос оценки. Мне, наоборот, вспоминается спортсмен, который ушел из политики и достиг успеха в спорте.

Например, Георгий Асанидзе как спортсмен добился больших успехов, чем как политик. Еще до того, как он пришел в политику, и после того, как ушел из нее, он как тренер воспитал многих успешных спортсменов и вывел их на международную арену.

Нам когда нибудь удастся разделить спорт и политику?

— В грузинской действительности мы видели, как некоторые спортсмены высказывали свою гражданскую позицию — осуждали насилие со стороны власти на протестах.

Тогда правящая партия заявляла, что спорт и политика должны быть разделены, и это не должно смешиваться.

С другой стороны, мы видели спортсменов в избирательном списке «Грузинской мечты».

На мой взгляд, то, что касается конкретного насилия и протеста, не является политикой — это выражение гражданской позиции спортсмена как гражданина.

Позиция власти — это своего рода манипуляция: когда нужно, гражданская позиция представляется как смешение спорта и политики, но в других случаях, когда это выгодно правящей силе, разделение спорта и политики не происходит.

Подводя итог нашего разговора о том, зачем недемократическим режимам нужно сотрудничество со спортом и успешными спортсменами:
Причины следующие — разжигание национализма через спортивные результаты, демонстрация превосходства своей нации, демонстрация силы, легитимация пошатнувшегося правления, придание «новой жизни» с помощью спортивных успехов, сокрытие проступков и преступлений власти, улучшение имиджа на национальном или международном уровне, а также завоевание признания общества через успешных спортсменов.

Правила перепечатки


Также: